При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.
В школе для умственно отсталых детей учитель последовательно руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним.
При использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. При работе с наглядными пособиями имеется в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.
Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей. В школе для умственно отсталых детей вся система предлагаемых ученикам знаний значительно упрощена. Объем учебного материала резко сокращен за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил.
Принцип прочности предполагает работу, направленную на закрепление знаний, на включение
их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. Широко применяется принцип сравнения.
При обучении детей с отклонениями в развитии большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы с детьми. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ребенку.
Крайне важен и дифференцированный подход к группам детей, обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа их обучаемости.
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:
- формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
- тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;
- актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
- развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
- процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
1) у детей формируются навыки наблюдения;
Информация о ообразовании:
Основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса
с гуманистических позиций
Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной учитель, при определении объёма в указании учащимся домашних учебных заданий, степени насыщенности урока учебным материалом, при уч ...
Игра-драматизация как форма
коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как ср ...
Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих ...