Во время обоснования актуальности проблемы исследователь имеет право на творческий подход. Но в разной последовательности обычно освещают следующие аспекты:
1) социальная аргументация педагогической проблемы (какие новые социальные условия и предпосылки определяют актуальность исследуемого педагогического феномена, освещение этой проблемы в официальных документах: законах государства, национальных государственных программах и т.п.);
2) общенаучная аргументация этой проблемы (философские ссылки обоснование проблемы с позиций современной педагогической и психологической мысли, других наук о человеке);
3) историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем (когда и как данная проблема истолковывалось раньше, чем на сегодняшний день является актуальной, с решением каких научных проблем связана тема исследования, изучены недостаточно и др.);
4) обоснование проблемы с точки зрения педагогической практики (почему эта проблема привлекает внимание педагогов-практиков, какие затруднения возникают у них при решении практических задач, какие наблюдаются недостатки и ошибки в их педагогической работе, какие достижения нужно проанализировать, какой передовой педагогический опыт следует обобщить).
Формулировка темы, определение ее актуальности влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Под объектом исследования понимают совокупность свойств и отношений в окружающей действительности, которая существует независимо от исследователя. Это та часть педагогического пространства, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Обычно объектом педагогического исследования является сфера обучения и воспитания людей. В дипломных исследованиях чаще всего объектом является какая-либо сторона учебно-воспитательного процесса в школе.
Когда определяется объект исследования, то следует ответить вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, он даёт представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании. Например, в объекте, каким является умственное воспитание учащихся в процессе обучения, можно выделить такой предмет: исследовательский и эвристический методы обучения, как средство умственного воспитания учащихся.
Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования. В виде вопроса его можно сформулировать так: «Как рассматривается объект? Какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?».
По словам В.В. Краевского, «Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен» .
Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой, по мнению З.Н. Курлянд, как «целое и часть, общее и частное». При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта.
Предметом исследования являются закономерности процессов, происходящих в сфере исследования. Это конкретная часть объекта исследования или процесса, которая подлежит изучению. Предмет – это те свойства и связи, которые могут быть существенными в данных условиях и потому подлежащие изучению. Предмет – это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определённые стороны в свете поставленной нами задачи и используя понятия, свойственные науке для описания объекта изучения.
Предмет исследования содержится в пределах объекта. Объект и предмет исследования, по мнению З.Н. Курлянд , «соотносятся как общее и частное».
В предмет исследования следует включать только те элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат изучению в указанной научной работе. Определение предмета означает выявление определенного «ракурса» его рассмотрения, конкретного ограничения рамок поиска, а также освещение предложения автора по наиболее существенным относительно поставленной проблемы связям, их объединения в единую систему. Поэтому предмет охватывает направление, важнейшие задачи исследования, вероятность их решения с помощью соответствующих исследовательских средств и методов .
Целенаправленность – важнейшая характеристика деятельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и анализ, и фантазия, и интуиция исследователя.
Таким образом, цель педагогического исследования – это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.
Информация о ообразовании:
Взаимодействие школы и институтов социального воспитания – досуговых учреждений
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные ...
Математические экскурсии
На первых этапах изучения математики в начальной школе особенно важно больше внимания уделять вопросу выделения математических фактов из реального мира. Когда-то древний человек начал отмечать общие свойства, форму и количество, отношения и зависимости предметов и их групп. Галилею принадлежат слов ...
Школа - социокультурный центр
Сельская школа формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского общества. Она призвана обучать и воспитывать детей жить на селе, хотя социального заказа на это сейчас нет. Наличие школы в сельском поселении повышает качество жизни местного населения, улучшает социокультурную ситуацию на се ...