Естественно, что рядом с этими сочинениями будет звучать и другая музыка, которая сочинялась специально для ребят, и, конечно, стихи, рассказы, сказки, истории и игры, куда естественным образом впишутся живописные полотна, коллажи, музыкальные экспозиции, функция которых – насытить ткань занятий разнообразным спектром переживаний.
Практика показывает, что «музыка страдания» гораздо плодотворнее для воспитания чувств, чем разлитая радость – ведь в радости мала доля соучастия. Но от музыкального руководителя требуется большой такт и мастерство, чтобы после исполнения подобной музыки продолжить общение с детьми таким образом, чтобы она до конца реализовала своё воздействие на детей.
На протяжении веков складывалась определённая символика рода, ремесла, города, а с течением времени и более обобщённая – труда, борьбы, Родины. Эта символика находит своё выражение в словах-девизах, в графике (например, гербы). Символом может стать и музыка. На занятии можно прослушать Гимн России – музыкальный символ нашей страны. Важно найти такое место на занятии, празднике, чтобы эта музыка самым естественным образом выполнила свою высокую символическую функцию. При этом музыка должна наполнять внутренним смыслом сердце и разум детей.
Патриотическое воспитание начинается не с Гимна России, а с того, что дети, начав с нежных и добрых колыбельных, познав, настолько возможно в этом возрасте разочарование и человеческое горе и преодолевая их с помощью народной мудрости, красоты искусства, впитывают понятие патриотизма. Они «вчувствовываются» в него и начинают выражать его с достоинством, благородством, с чувством гордости за своё Отечество, за свой Гимн так же, как гордятся и уважают свою государственную символику дети в других странах.
Принцип изучения музыки как живого образного искусства требует коренного пересмотра не только содержания и методики музыкальных занятий, но и оценки полученных результатов музыкальной деятельности детей. По нашему глубокому убеждению, наряду с учебным трудом по усвоению традиционных навыков и практических умений (петь, слушать, двигаться, играть на инструментах) наиважнейшим на занятиях искусством является труд души ребёнка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого и требует напряжения душевных сил, сопричастности жизненным проблемам, отражённым в различных видах искусства. Отсюда ещё одно важнейшее положение искусства слышать музыку: это искусство подразумевает не констатирующую эмоциональную реакцию, а процессуальность переживания. Методика искусства слышать – не просто комплекс методических установок, раскрывающих различные стороны реализации нашей педагогической стратегии, а система поэтапного введения детей через музыку в коренные проблемы нравственности человеческого бытия: счастья и мира, победы и поражения, красоты и уродства, причём не столько в их противоположности, сколько в их диалектическом единстве и историзме восприятия.
Информация о ообразовании:
Элементарное музицирование
В обращении к проблеме элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребёнка, развитию его художественных способностей, увлечённости музыкой, потребности к активному общению с ней. Развитие этих нап ...
Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х
классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...
Разработка творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Для разработки технологического проекта выбрана и проанализирована рациональная технология: составлена технологическая карта последовательности выполнения гобелена (смотреть приложение В -2), составлен рабочий рисунок (смотреть приложение Ж). Уход за гобеленом – готовый гобелен нельзя стирать, так ...