Управление ученическим коллективом, его самоуправление, воздействие на его психологию и деятельность обычно осуществляются и через официально назначенных лиц, избранные органы (староста, воспитатель) и через лиц или органы неофициальные, но оказывающие влияние на мнение и поведение большинства членов коллектива. В первом случае принято говорить о руководстве коллективом, а во втором – о лидерстве.
Как руководство, так и лидерство связано с авторитетом отдельных членов или групп в коллективе. Руководитель детского коллектива не будет в состоянии полностью и эффективно справляться с возложенными на него обязанностями, если не располагает возможностями неофициального воздействия на ребят, то есть если, будучи руководителем, одновременно не выступает для того же коллектива как лидер. Кто может стать и становиться лидером в коллективе? В науке на этот счет однозначного ответа нет.
Одни считают, что действительным лидером в группе, способных повести за собой остальных ее членов, становиться тот человек, который обладает особыми чертами лидера. Эти черты являются врожденными, данными человеку от природы. Некоторые ученые считают, что выход в реальные лидеры того или иного человека – это результат взаимодействия между индивидом и группой. Если индивидуальные особенности человека соответствуют требованием групповой задачи, то именно он становиться лидером. При изменении групповой задачи и требований, которые она предъявляет к общению и совместной деятельности людей, лидером может стать другой человек, индивидуальные способности и склонности которого в наибольшей степени соответствуют изменившимся условиям, следовательно, согласно этому мнению, лидером может стать каждый.
Что же такое стиль лидерства? Это совокупность социально-психологических приемов и средств, применяемых руководителем или лидером с целью воздействия на зависимых от них людей.
Традиционно принято различать три основных стиля лидерства:
- Авторитарный стиль лидерства характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоличием и самостоятельностью в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, оспаривать принимаемые им решения.
- Демократичный стиль – отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении коллективом.
- Либеральный стиль лидерства – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в коллективе так, как если бы он был не лидером, а одним из членов коллектива.
Тем не менее, предпочтительный стиль лидерства все же существует. Это так называемый гибкий стиль, реализуя который лидер ведет себя по-разному: и авторитарно и, и демократично, и либерально – в зависимости от обстоятельств.
Информация о ообразовании:
Воспоминания русских путешественников
география экскурсия игра школа Цели мероприятия: Образовательная: расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение новых земель. Развивающая: сформировать умения работы с географической картой и истори ...
Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного
отношения к учебному процессу
Побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь инт ...
Введение понятий в
школьном курсе математики
При формировании понятий необходимо организовывать деятельность учащихся по усвоению двух основных логических приёмов: подведение под понятие и выведение следствий из факта принадлежности объекта понятию. Действие подведения под понятие имеет следующую структуру: Выделение всех свойств, зафиксирова ...