В целях развития внимания и музыкальной памяти младших школьников можно использовать комплекс игровых методов и приемов для уроков музыки. Игровой метод в педагогике относят к методам, которые в работе с младшими школьниками способствуют активизации интереса, внимания и положительных мотиваций.
Игровой метод – это способ взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого учащиеся присваивают социо-культурный опыт. К методам игрового обучения относят, прежде всего, дидактические игры, например, такие как игра-конкурс, игра-путешествие, блиц-игра, игра-викторина, ролевая игра и д.р. Игровой прием – это часть метода обучения. Игровые методы и приемы мы использовали в ходе формирующего эксперимента целенаправленно и систематически, а именно игровые методы и приемы были направленны на достижение такой цели, как развитие долговременной произвольной музыкальной памяти, ее объема, логичности и осмысленности. Системность же заключается в регулярном и последовательном включении игровых методов и приемов в содержание уроков музыки. Например, в задании «Любимые мелодии» учащиеся могут использовать друг для друга темы музыкальных произведений: петь мелодии понравившихся произведений, играть их на фортепиано, металлофоне.
Еще один интересный опыт по взаимодействию внимания и музыкальной памяти в игровой форме этот метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размера в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. В инструментальной музыке для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен. Термин «декламационный метод» он сформирован преподавателем И.Д. Перфильевой. В своем исследовании мы рассмотрели некоторые методические материалы по использованию этого метода. К примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная Азбука», где они имеют определенную методическую направленность – на изучение нотной грамоты. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. Артоболевской в предисловии описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих. А.Д. Артоболевская говорила, если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текс, дети сами сочинят слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лекка Н. Сочинил «подтекстовку» к пьесе (С. Лиховицкая. Упражнение) – «Где ты, Лека?», соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке с ним, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме):
«Где ты Лека, Лека, Лека?
Увезли тебя далеко.
Где ты милый мой?»
За вторым разом жалобы собачки продолжаются:
Увезли тебя далеко,
Без тебя мне одиноко…
Поскорей дружочек Лека,
Приезжай за мной.
Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением, и время звучания этой пьесы сильно сократилось. Потребность в применении декламации на уроках необходимо, при развитии у младших школьников ритма и музыкальную память. Нужно отметить, что декламационные материалы дают результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа – помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект – вызывает интерес у ребенка и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное, значение для адаптации на уроке. Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но все же главный акцент делался на развитие музыкальной памяти.
Информация о ообразовании:
Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному
обучению
а) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборуд ...
Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...
Основные черты педагогического такта
В числе основных составляющих педагогического такта, следует назвать: 1. Предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, ...