Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Страница 3

Если в нотном примере нет текста, то учащийся с трудом запоминает наизусть. Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволяет исправлять неточности в ритме, и решать ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а так же решать задачи текучести, непрерывности звучания, поработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усиливается за счет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Работа в современном выражении музыкального и поэтического образа, помимо решения ритмической задачи дает возможность почувствовать особую поэтичность, необходимую в игре, большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения.

Дети младшего школьного возраста легко запоминают то, что ярко, интересно, необычно, однако их память фрагментарна, невелика по объему, полноте, прочности, слабоосмысленна, что тесно связанно с уровнем развития других важнейших психических процессов, особенно внимания. Лучше всего ребенок 7–10 лет запоминает выполненные им движения, затем пережитые им чувства и эмоциональные состояния, затем образы вещей и лишь затем смысловое содержание, выраженное в словах. Для стимулирующего развитие внимания в музыкальной памяти можно использовать следующие методы:

1. Наглядность. Наглядное изображение движения мелодии. При разучивании песни, движением руки можно передавать рисунок мелодии, обозначая детям направление движения мелодии, ее постепенность, встречающиеся скачки и т.д. Например при разучивании песни «Качели» (музыка Е. Телечеевой) можно предлагать детям слово «вверх» сопровождая подъемом руки, а слово «вниз» – опусканием. При повторном исполнении песни детям можно предложить «покачаться на качелях» – подниматься на носках при подъеме руки вверх и приседать при нисходящем движении рук. Аналогичное задание дети могут выполнять при знакомстве с «Колыбельной» этого же автора. Можно спеть песню, «покачивая» мишку на слог «ба» слегка поднимая согнутые в локтях руки и опускать на слог «ю». При этом наряду с показом рукой звуковысотности можно параллельно использовать схематические зарисовки мелодии: подобная запись способствует развитию зрительной памяти.

2. Использование музыкальной игры. Дети уже знают, что имеется семь звуков, они уже поют упражнения по руке. Но понятно, что сольфеджировать эти звуки они еще не умеют. Можно использовать игру, которая строится так: группа садится в ряд, и каждому по очереди бросают мяч. Ребенок должен поймать мяч и бросить его обратно, повторив вслед за педагогом несложную попевку. Часто мелодия поется с названием нот или даже со словами. Каждый раз мелодию можно варьировать, слова менять, но принцип остается один и тот же: короткая попевка состоящая из трех-четырех нот. Или на фортепиано можно сыграть небольшой мотив в простой тональности (до, ре мажор или ми минор). Дети внимательно слушают. А затем каждый по отдельности повторяют мотив сначала с закрытым ртом или какой-нибудь слог. В этом упражнении можно чередовать постепенное движение мелодии с интервальными скачками, как бы все время, проверяя свой слух.

3. Одним из действенных средств взаимодействия музыкального внимания и памяти является пропевание мелодии про себя. Можно сыграть небольшую мелодию, а дети должны повторить ее про себя. Затем сыграть вторично, дети еще раз повторят (про себя беззвучно), причем уже дирижируя с педагогом. Затем дети могут повторить мелодию самостоятельно.

4. Повторение, один из методов стимулирующий развитие внимания и музыкальной памяти – но не механическое, а оплодотворенное привлечением активной мыслительной деятельности. Каждый раз, повторяя определенный материал, можно ставить перед детьми новые, разнообразные задачи. Например «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Покажи рукой движение к главному слову фразы» и т.п. При этом нужно не забывать об эмоциональном направлении процесса, что особенно важно для музыкальной памяти .

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытали Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии испытала влияние культур других народов. Переплетение разных ветвей единой культуры человечества придавало неповторимый колорит правос ...

Задачи, содержание и методика констатирующего этапа исследования
Цель: выявить особенности готовности детей 7-го года к школе на основе экономических знаний. Задачи: Выявить у детей 7-го года особенности интереса к школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности представлений о школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности отражать экономичес ...

Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г, Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru