В процессе становления индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьников большую роль играют следующие факторы: возраст учеников, индивидуальный стиль преподавания учителя, специфика изучаемого предмета и атмосфера учебной деятельности, которая создается педагогическим коллективом, работающим в классе.
1. Мотивы обучения отдельных учеников. Необходимо отметить, что существующие сегодня методики личностно-ориентированного обучения нацелены на то, чтобы удовлетворять различные потребности учеников, имеющих разный характер и возраст. Тем не менее, ученик самостоятельно выделяет более и менее значимые для учебной деятельности потребности.
Удовлетворение потребности в получении новых знаний является важным для всех учеников на разных этапах взросления, и является важным мотивом не только при учебе, но и в самоутверждении, творчестве, а так же при общении с учителем.
Большую роль для создания благоприятной учебной атмосферы и мотивированности играет общение с одноклассниками. Данный фактор имеет большое значение в процессе коллективной работы или при выполнении заданий в группах.
Так же большую роль играет такой фактор, как легкость достижения успеха.
При работе педагога необходимо учитывать возраст школьников отражается на их активности. Например, учеников 10-летнего возраста очень легко привлечь к выполнению заданий разными педагогическими средствами. Дети этого возраста живо проявляют интерес к новым знаниям, с большим желанием выполняют творческие задания, легко вовлекаются в общение одноклассниками и учителем, их радует возможность продемонстрировать собственную активность, добиться успеха в работе и получить хорошую оценку.
Такая специфика деятельности школьников этого возраста связана с огромным интересом к любому новому явлению или знанию, стремлением к любой форме активности и самоутверждению, а так же с большой потребностью заслужить одобрение учителя.
Начиная с 12 лет у учащихся снижается интерес к получению новых знаний. Тенденция к снижению интереса к учению тем больше усиливается, чем старше становится ребенок. Однако надо отметить, что если учащиеся сохраняют активность на уроках на всем периоде обучения, интерес к получению знаний у них сохраняется вплоть до окончания старших классов.
2. Особенности предмета. Например, изучение таких предметов как математика и физика отнимает большую часть времени, сил и внимания учащихся, поэтому другим предметам сложно с ними соперничать. Но в тех случаях, когда учителей математики и физики отличает гуманистический стиль педагогического руководства, интерес к урокам бывает высок и иногда превышает интерес к урокам по остальным предметам, а их изучение не вызывает стресса и перенапряжения сил у школьников .
3. Очень большую роль в процессе обучения играет стиль педагогического руководства. Многие педагоги и психологи указывают на то, что мотив благоприятного общения с учителем актуален на всех ступенях обучения. На взаимоотношения учителя и ученика влияет не только личность учителя, но и ее яркое проявление — стиль педагогического руководства, который вносит коррективы в процесс обучения. Методика преподавания, выбранная учителем, так же влияет на характер общения педагога и ученика. Нет надобности напоминать, что наиболее предпочтителен гуманистический стиль педагогического руководства.
Педагоги, выбирающие авторитарный стиль, как правило, люди с яркими индивидуальными качествами, глубоко знающие и любящие свой предмет, увлеченные преподаванием, на их уроках исключительно интересно. И требования, которые нередко формулируются ими в категорической форме, объясняются стремлением достичь высокой отдачи.
4. Среди факторов, влияющих на складывание индивидуального стиля деятельности ученика, большое значение так же имеет атмосфера общения в творческой активной деятельности, создаваемая коллективом работающих в классе учителей.
Информация о ообразовании:
Методы и средства наглядности
Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. С ...
Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.
Информационные угрозы
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Все опасности можно разделить на две группы: глобальные опасности и локальные. Рассмотрим некоторые из них. ...
Анализ работы по экономическому развитию детей 7-го
года жизни в педагогическом процессе ДОУ
Таким образом, мы выявили, что большинство детей подготовительной группы находятся на низком уровне готовности к обучению в школе и экономического развития. Причины данных результатов мы попытались установить через решение 4 задачи. Отсутствие высокого уровня готовности к обучению в школе и экономи ...