Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. Все чаще педагоги начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию – моделирование, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активности ребенка.

Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания[4].

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др. [23].

Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития умения рассказывать, у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.

На подходы к изучению умения рассказывать дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Таким образом, дошкольник начинает овладевать текстом как определенной моделью.

Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития умения рассказывать у дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - развитие умения рассказывать дошкольников с использованием моделирования. Прежде всего, это проблема использования приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, хотя это и обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Важнейшим приемом, помогающим в овладении умением рассказывать, является моделирование, но к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а системы работы по умения рассказать с использованием моделирования нет.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам обнаружить противоречие между особенностями речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста и теоретическим обоснованием использования моделирования при обучении старших дошкольников умению рассказывать, между потребностями практики в использовании моделирования в работе по развитию связной речи и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на моделирование в работе по формированию у дошкольников умений в области текста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова педагогическая технология использования моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста умению рассказывать?

Проблема обусловила выбор темы «Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования».

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить действенность моделирования при обучении старших дошкольников рассказыванию, как основной составляющей связной речи.

Задачи: 1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.

2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.

3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.

4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Гипотеза: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

будут определены речевые умения, необходимые для развития рассказывания дошкольников;

будут выявлены показатели уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

будет подобрана программа формирования умения рассказывать для детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;

- педагогический эксперимент;

- тестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и детей;

- изготовление моделей для рассказывания

- анализ продуктов творческой деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования: Методологической и теоретической базой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я. С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б.Эльконин, А.М.Леушина, Л.С.Выготский, О.М.Дъяченко, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Н.Н.Поддъяков).

Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могу явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения рассказыванию, а совершенствования связной речи будущего школьника. Практическая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения.

Базой исследования является МОУ детский сад № 224 г. Волгограда.


Информация о ообразовании:

Роль задачи в начальном курсе математики
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий непременно и ...

Среднее профессиональное образование: тенденции развития в российской федерации
В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях им ...

Формы работы социального педагога по профориентации
В этом параграфе мы рассмотрим основные формы профориентационной работы. В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области на вечер, конку ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru