В отдельных случаях открыто декларируется неприязнь к ребенку: "она точно… во всем повторяет своего отца…" (мать о дочери, отец которой со скандалами оставил семью); "я ничего не могу с собой поделать… но я не испытываю к ней любви…". Эмоциональным компонентом этих тенденций является аффект тревоги, вектор которой направлен на ребенка. Такой амбивалентный эмоциональный фон в детско-родительских отношениях приводит к тому, что родители часто не знают, как оказать адекватную помощь ребенку и впадают в крайности гипоопеки и попустительства или гиперопеки и гиперконтроля. Одновременно характерной чертой практически всех семей является парадоксальное сочетание попустительства сверхнагрузок в учебе и опосредованности типа оказания помощи своим детям: для ребенка ищутся специфические учебные заведения, большое количество преподавателей и разных внешкольных занятий. Таким образом, родители как бы перекладывают ответственность в оказании помощи своим детям на других людей, предметы (например, компьютер) и организации.
Из выявленной родительской амбивалентности вытекает общее для всех описываемых семей распределение детско-родительских позиций и ролей. В тех областях проявлений ребенка, которые родителями не принимаются (игровая деятельность, эмоциональные контакты вне семьи, общение со сверстниками, состояния усталости и т.п. ) ребенок оказывается в собственно детской позиции и продолжает быть беспомощным и инфантильным. Родитель же ему помощи не оказывает, лишь отрицательно реагирует на проявления такого рода. А в тех областях проявлений ребенка, которые приветствуются семьей (в первую очередь это интеллектуальная деятельность), происходит инверсия ролей. Ребенок достигает высоких интеллектуальных результатов, процесс получения которых родителем не контролируется, сами же результаты утилизируются родителем с целью поддержания у него чувства социальной уверенности, успешности и собственной востребованности. Таким образом, в этой ситуации родитель занимает скорее детскую позицию, а ребенок — вынужденно родительскую. Такое распределение позиций в семье довольно стабильно, мало подвержено влиянию возрастных изменений ребенка и, по сути, является серьезным психотравмирующим фактором.
Указанная специфика внутрисемейных отношений обеспечивается установлением определенных семейных границ. Они устанавливаются раз и навсегда и изменяются с большим трудом, т.е. они жесткие и ригидные. Почти во всех случаях наблюдаются редкие контакты вне семьи, другие точки зрения на устройство семьи встречают сопротивление и часто агрессию. Одна из матерей неоднократно обращалась к психологу по поводу своих взаимоотношений с ребенком. Но любое мнение психолога о пересмотре семейных границ встречало агрессивную готовность их защиты.
Проницаемость границ, как правило, односторонняя. Семья сопротивляется вторжению в нее, а право на выход из границ семьи имеют только родители, выход же ребенка за границы жестко контролируется. Или наоборот: в одной из описываемых семей наблюдается полное отсутствие границ, т.е. гибкие границы, защищающие семью, ее взрослые члены устанавливать не умеют, что проявляется в постоянной смене круга друзей матери, равнодушии по этому поводу отца, о приспособлении ребенка к такой нестабильной ситуации должен заботиться сам ребенок.
Вероятно, функцией такого рода границ (жестких и ригидных) является защита стабильности вышеописанной семейной ситуации. Обобщая все вышесказанное можно констатировать, что детско-родительские отношения в семьях вундеркиндов имеют особенности и специфическую динамику, которую можно представить в виде закономерного ряда событий. Рождение и раннее развитие ребенка, проявляющего особую природную интеллектуальную одаренность в сочетании с дизонтогенетическим развитием. Сложности его социальной адаптации, предъявляющие семье особые требования. Изменения конфигурации внутрисемейных отношений, превращающие мать в главный элемент социальной и психологической поддержки "особого" ребенка и, одновременно, предъявляющие ей особые требования по изменению привычной для нее социальной роли. Эмоциональные отношения в семье становятся напряженными, а к ребенку -амбивалентными. Существенным противоречием в отношениях родителей к ребенку-вундеркинду является сочетание особо высокого уровня ожидания его социального успеха с подспудным представлением об его психическом нездоровье.
Первое, по-видимому, возникает по механизму бессознательного переноса на ребенка, части не реализованных проблем собственной сублимации (родители реализуют себя в ребенке). Эмоциональным эквивалентом этого становится горделиво-удовлетворенный фон настроения с оттенком самолюбования. Поведенческим отражением этой родительской тенденции — стремление возложить на ребенка сверхответственность и сверхнагрузки. Второе, связано с реальными проблемами формирования психики ребенка, существенным моментом которой становится дизонтогенетическое развитие, с ранним формированием особых искажением влечений, которые в отдельных случаях выражаются в "интеллектуальной мономании". Эмоциональным эквивалентом этого становится тревога и скрываемое чувство вины, а поведенческим проявлением этой родительской тенденции становится стремление переложить ответственность за помощь ребенку на третьи лица. Все это, в свою очередь, предъявляет к адаптации вундеркинда особые требования, сходные с условиями воспитания в "шизофреногенных" семьях, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Информация о ообразовании:
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижност ...
Психология семейных отношений. Семья как институт воспитания
Традиционно главным институтом воспитания яв-ся семья. Семья м. выступать в качестве как «+», так и «-» направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья вы ...
Понятие и сущность процесса воспитания
Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого его определения. В силу того, что существуют различные педагогические парадигмы, сложились и различные подходы к определению воспитания. Личность человека формируется и развивается под влиянием м ...