Иногда родителей таких детей беспокоит то, о чем другие родители могут лишь мечтать: ребенок прочитывает чуть ли не все книги в доме; он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств; и т.д. Оказывается, пристрастие к умственной работе может достигать такой степени, что это действительно производит впечатление чрезмерности, анормальности. И главная забота: ребенок далеко обгоняет сверстников и уже очень многое знает, а впереди – школа, где всех будут учить одинаково и где ему уже не может быть так интересно. Не значит ли это, что предстоящие школьные занятия ему ничего хорошего не сулят, что его способности не получат в школе нужного развития? Есть о чем тревожиться родителям такого ребенка.
Наличие ребенка-вундеркинда создает в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счет проекций родителей своих эмоциональных проблем на своих детей. Так, мать Сережи С. транслирует свою личностную тревожность сыну, формируя у него ипохондрические и мнительные черты, что по механизму замкнутого круга приводит к возобновлению тревожности. В двух других случаях эти особенности выступают наиболее ярко в виде, напротив, полного игнорирования физиологических и эмоциональных проблем ребенка. 11-и летняя девочка с отчетливыми признаками обольщающего поведения с 8 лет самостоятельно зимой и летом дважды в день переезжает на учебу из одного конца города в другой, делая в городском транспорте несколько пересадок. Мать считает, что она "уже совсем взрослая…", но при этом понимает, что постоянно подвергает ребенка риску. Мать еще одной девочки чувствует себя социально беспомощной, а ребенок обеспечивает ей ощущение социальной защиты и реализации участием матери в его собственных успехах.
Общим для всех семей можно считать существование особых ожиданий от своих детей. Причем преобладает такой тип ожиданий, когда родитель стремится продолжить решение своих проблем за счет ребенка путем сохранения симбиотических отношений с ним. Одиннадцатилетней девочке не разрешено одной ходить в лицей, приглашать в гости детей по собственному выбору, родители избегают оставлять ее одну дома, сопровождают ее на прогулках. Как известно, такие отношения формируют социальную неуспешность и зависимость от родителей, обратной стороной чего является постоянное переживание ими своей нужности и востребованности.
Так же часто встречается тип ожиданий, где родители планируют определенный результат развития ребенка. Чаще всего имеется ввиду следующее: раннее окончание лицея, получение нескольких высших образований и т.п. При этом социальная успешность ребенка редко включается в планы родителей. Пример: мальчик неполных семи лет был отдан родителями в лицей и за год освоил программу первых двух с половиной начальных классов. Что-то ему давалось легко, где-то неизбежно возникали сложности. По ряду предметов ребенок начал осваивать элементы программы пятого класса. Дважды за год обучения мальчик вместе с одноклассниками стал участником телевизионной передачи о лицее. Заглянув в аттестат сына в конце учебного года и обнаружив, что ребенок переведен в третий класс, мать эмоционально, со слезами, стала предъявлять учителям претензии, что мальчика перевели лишь в третий класс, а не в пятый, жалуясь на то, что ей стыдно будет показать дневник с такими "низкими" результатами соседям по даче. Можно сделать вывод, что интеллектуальный статус ребенка способствует удовлетворению потребности родителей в социальной успешности, но не успехам самого ребенка. Важно подчеркнуть, что у большинства родителей одновременно формируется и обратная эмоциональная тенденция. Она, в первую очередь, связана с большими опасениями в отношении здоровья своих детей и особенно их психического благополучия.
Представление родителей о психическом нездоровье детей связано с наличием у последних признаков дизонтогенетического, асинхронного развития. Т.е. интеллектуально ребенок может оказаться очень зрелым, а эмоционально и физиологически пассивным, зависимым и инфантильным. Например, мальчик, почти достигший семилетнего возраста, с легкостью набирает на компьютере удивляющий своей эвристичностью, литературностью и орфографической грамотностью текст, но не в состоянии написать от руки ни одной буквы, не умеет самостоятельно есть ложкой и вступать в контакты с детьми без посредничества взрослого. Другим источником страха перед психическим расстройством детей являются социальные мифы о связи гениальности и помешательства. Некоторые родители в беседе с психологом открыто интересуются — не является ли фатальным помешательство их ребенка. И, наконец, в переживаниях родителей можно обнаружить психологический перенос собственных архаических страхов, сублимацию своих агрессивных тенденций в отношении ребенка. Этот компонент отношений родителей к детям в большинстве случаев тщательно скрывается и проявляется косвенно в отдельных высказываниях типа: "я уже давно сама не живу своей жизнью… только его успехами…", "вам наверно кажется, что он уже совсем ненормальный…?", "я бросила все ради этого ребенка…", " у меня одна только мечта… скорей бы каникулы и я могла бы отдохнуть от всего…" и пр.
Информация о ообразовании:
Характеристика социальной среды
На территории посёлка Красный Октябрь расположено ООО «Приволье». А в 1931 году на территории Красного Октября был образован колхоз «Красный Октябрь», который активно развивался, строятся планы развития, приезжают молодые специалисты, идет строительство жилья. В школе учится более 100 учеников. В 9 ...
Психолого-педагогические проблемы профильного обучения
План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года – введение предпро ...
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
В рамках Недели географии важное место могут занять игровые формы мероприятий. В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игру можно определить как эпизодическую форму организации внеклассной деятельности, прием обучения, направленный на моделирование реальной ...