Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время

Страница 5

Раннее поражение центральной нервной системы оказывает отрицательное влияние на развитие детей с церебральным параличом. Их сенсомоторные и психические функции формируются на патологической основе. Структура дефекта при церебральном параличе определяет своеобразные зрительно-пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. Двигательная недостаточность нарушает формирование восприятия, полноценное развитие которого так необходимо для нормального письма. Движение и практическая деятельность имеют большое значение в развитии высших корковых функций ребенка, особенно пространственного синтеза, поэтому у детей с церебральным параличом часто наблюдаются нарушения в формировании пространственных представлений, также отражающиеся на письме. У младших школьников, страдающих церебральным параличом, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции.

Дисграфия у детей с церебральным параличом проявляется на фоне общего недоразвития речи. Степень выраженности дисграфии и сложность нарушений письма коррелируют не столько с наличием или отсутствием дизартрии, сколько с уровнем общего недоразвития речи. Анализ ошибок при дисграфии у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом позволил выделить четыре группы:

1. замена отдельных букв и их частей другими по принципу графического сходства;

2. пропуск отдельных букв и элементов или, наоборот, их количественное наращивание;

3. перестановка отдельных букв и их элементов;

4. зеркальное изображение отдельных букв и их частей.

Дефекты письма в первых двух группах сочетаются с несформированностью зрительного восприятия формы, а нарушения письма в третьей и четвертой группах обусловлены несформированностью пространственных представлений.

Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений письма предполагается осуществлять по следующим направлениям:

формирование звукобуквенного, фонетико-фонематического анализа;

развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия в единстве с развитием психических функций – памяти, внимания, мышления и речи;

развитие мелкой моторики, графических навыков.

Работа по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа проводится по следующим направлениям:

различение звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

различение слов, близких по звуковому составу;

дифференциация слогов, фонем;

развитие навыков звукового анализа.

Упражнение 1

Ребенку предлагается определить, далеко или близко звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).

Лает собака АВ (громко), АВ (тихо).

Мяукает кошка МЯУ (громко), МЯУ (тихо).

Мычит корова, поет петух, каркает ворона, блеет овечка, кудахчет курица, квакает лягушка и т.д.

Упражнение 2

Ребенку предлагается воспроизвести один и тот же звук, изменяя характер, тембр и эмоциональную окраску:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Развитие ребенка в социуме
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму к внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также спец ...

Проект «Любовь к родному городу» как средство патриотического воспитания дошкольников
I. Тип проекта. По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский. По времени проведения: продолжительный. По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме. Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги. II. Актуальность. Дети, начиная с дошкольно ...

Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста
Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru