Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время

Страница 5

Раннее поражение центральной нервной системы оказывает отрицательное влияние на развитие детей с церебральным параличом. Их сенсомоторные и психические функции формируются на патологической основе. Структура дефекта при церебральном параличе определяет своеобразные зрительно-пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. Двигательная недостаточность нарушает формирование восприятия, полноценное развитие которого так необходимо для нормального письма. Движение и практическая деятельность имеют большое значение в развитии высших корковых функций ребенка, особенно пространственного синтеза, поэтому у детей с церебральным параличом часто наблюдаются нарушения в формировании пространственных представлений, также отражающиеся на письме. У младших школьников, страдающих церебральным параличом, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции.

Дисграфия у детей с церебральным параличом проявляется на фоне общего недоразвития речи. Степень выраженности дисграфии и сложность нарушений письма коррелируют не столько с наличием или отсутствием дизартрии, сколько с уровнем общего недоразвития речи. Анализ ошибок при дисграфии у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом позволил выделить четыре группы:

1. замена отдельных букв и их частей другими по принципу графического сходства;

2. пропуск отдельных букв и элементов или, наоборот, их количественное наращивание;

3. перестановка отдельных букв и их элементов;

4. зеркальное изображение отдельных букв и их частей.

Дефекты письма в первых двух группах сочетаются с несформированностью зрительного восприятия формы, а нарушения письма в третьей и четвертой группах обусловлены несформированностью пространственных представлений.

Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений письма предполагается осуществлять по следующим направлениям:

формирование звукобуквенного, фонетико-фонематического анализа;

развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия в единстве с развитием психических функций – памяти, внимания, мышления и речи;

развитие мелкой моторики, графических навыков.

Работа по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа проводится по следующим направлениям:

различение звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

различение слов, близких по звуковому составу;

дифференциация слогов, фонем;

развитие навыков звукового анализа.

Упражнение 1

Ребенку предлагается определить, далеко или близко звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).

Лает собака АВ (громко), АВ (тихо).

Мяукает кошка МЯУ (громко), МЯУ (тихо).

Мычит корова, поет петух, каркает ворона, блеет овечка, кудахчет курица, квакает лягушка и т.д.

Упражнение 2

Ребенку предлагается воспроизвести один и тот же звук, изменяя характер, тембр и эмоциональную окраску:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выде ...

Исторические аспекты становления социальной информатики
В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки ...

Связь дошкольной педагогики с другими науками
Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие ( ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru