Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи, методики работы, существующие в настоящее время

Страница 6

А – плачет ребенок;

А – поет певица;

А – показывает горло врачу;

О – удивилась девочка;

О – кричит охотник в лесу;

О – стонет от боли дедушка и т.д.

Упражнение 3

Из четырех слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак – бак – так – банан

Сом – ком – том – индюк

Лимон – вагон – бутон – зонт

Упражнение 4

Игра “Подскажи словечко”. Ребенок должен подобрать слово в рифму.

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка).

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке … (мяч).

Упражнения на воспроизведение:

слоговых сочетаний с одним гласным и разными гласными звуками;

слогового ряда со сменой ударного слога;

слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками;

слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости, сначала по два слога, затем по три слога;

слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков;

слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

Упражнение 5

Выделение в звуковом потоке гласного звука. Ребенок должен выделить гласный звук среди других звуков (поднять руку). Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не выделяется ребенком точно и уверенно.

Упражнение 6

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Педагог называет и, многократно повторяя, добивается запоминания одного из согласных звуков. Затем произносится звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить заданный звук (поднять руку).

Упражнения:

на определение звука в словах (в начале, середине, конце);

на определение звука в ряде слов;

ребенок самостоятельно называет 5 слов с определенным звуком.

Задания проводятся на материале всех звуков, отрабатываемых в устной речи ребенка.

При выполнении заданий по формированию звукобуквенного, фонематического и вербального анализа, ребенку предлагаются задания по развитию графических навыков: штриховка, обведение по контурным линиям предметов, орнаментов, узоров и последующее их раскрашивание.

Для развития зрительного и пространственного восприятия используются следующие задания:

Назвать контурные изображения предметов, обвести и раскрасить их.

Выделить буквы, наложенные друг на друга.

Конструирование букв из палочек, шнурка.

Реконструирование букв, добавляя элемент: из Л сделать А; из Г сделать П и т.д.

Игра “Маршрут движения”. Инструкция: “Мы едем в автобусе и должны начертить маршрут нашей поездки. Я буду говорить, в каком направлении двигаться, а ты будешь чертить. Едем прямо, поворачиваем направо, двигаемся вперед, стоп. Дорога перерыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг. Приехали”.

Для развития зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа и графических навыков используются следующие задания:

Обвести по контуру предметы.

Дорисовать (например, зайца, кота и т.д.).

Обвести по пунктирным линиям, дорисовать и раскрасить рисунок.

Напечатать по пунктирным линиям и прочитать слоги (МЫ …, БУ …, ПИ…, ВА …), провести линию от слога к нарисованной картинке, название которой начинается с данного слога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Развитие фонематического слуха
В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правила, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на самых первых ступенях обучения стараюсь развивать у учащихся внимание к слого-звуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) букв ...

Организация работы над проектами
Межпредметные связи повышают научный уровень преподавания, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предм ...

Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru