А – плачет ребенок;
А – поет певица;
А – показывает горло врачу;
О – удивилась девочка;
О – кричит охотник в лесу;
О – стонет от боли дедушка и т.д.
Упражнение 3
Из четырех слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак – бак – так – банан
Сом – ком – том – индюк
Лимон – вагон – бутон – зонт
Упражнение 4
Игра “Подскажи словечко”. Ребенок должен подобрать слово в рифму.
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка).
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч).
Упражнения на воспроизведение:
слоговых сочетаний с одним гласным и разными гласными звуками;
слогового ряда со сменой ударного слога;
слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками;
слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости, сначала по два слога, затем по три слога;
слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков;
слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
Упражнение 5
Выделение в звуковом потоке гласного звука. Ребенок должен выделить гласный звук среди других звуков (поднять руку). Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не выделяется ребенком точно и уверенно.
Упражнение 6
Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Педагог называет и, многократно повторяя, добивается запоминания одного из согласных звуков. Затем произносится звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить заданный звук (поднять руку).
Упражнения:
на определение звука в словах (в начале, середине, конце);
на определение звука в ряде слов;
ребенок самостоятельно называет 5 слов с определенным звуком.
Задания проводятся на материале всех звуков, отрабатываемых в устной речи ребенка.
При выполнении заданий по формированию звукобуквенного, фонематического и вербального анализа, ребенку предлагаются задания по развитию графических навыков: штриховка, обведение по контурным линиям предметов, орнаментов, узоров и последующее их раскрашивание.
Для развития зрительного и пространственного восприятия используются следующие задания:
Назвать контурные изображения предметов, обвести и раскрасить их.
Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Конструирование букв из палочек, шнурка.
Реконструирование букв, добавляя элемент: из Л сделать А; из Г сделать П и т.д.
Игра “Маршрут движения”. Инструкция: “Мы едем в автобусе и должны начертить маршрут нашей поездки. Я буду говорить, в каком направлении двигаться, а ты будешь чертить. Едем прямо, поворачиваем направо, двигаемся вперед, стоп. Дорога перерыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг. Приехали”.
Для развития зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа и графических навыков используются следующие задания:
Обвести по контуру предметы.
Дорисовать (например, зайца, кота и т.д.).
Обвести по пунктирным линиям, дорисовать и раскрасить рисунок.
Напечатать по пунктирным линиям и прочитать слоги (МЫ …, БУ …, ПИ…, ВА …), провести линию от слога к нарисованной картинке, название которой начинается с данного слога.
Информация о ообразовании:
Возрасная и педагогическая психология
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т. д. Психика человека находится в состоянии постоянного развития и развивается она в процессе овладения ребенком опыта, накопленного человечеством ...
Понятие и принципы
государственной политики в области образования
Неотъемлемым правом каждого человека является доступ к качественному образованию. Образование влияет на все виды развития человека. Будучи не просто источником знаний, образование дает возможность детям в полной мере реализовать свой потенциал, когда они станут взрослыми. В 2006 г. Россия начала ре ...
Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные
пособия на уроках изобразительного искусства
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. ...