Для детей с нарушением интеллекта характерен ограниченный словарный запас. Значения слов недостаточно дифференцированы. Речь ребенка с ДЦП имеющего интеллектуальную недостаточность, характеризуется бедностью содержания, недостаточной развёрнутостью, фрагментарностью.
У детей с ДЦП с интеллектуальными нарушениями, нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. У детей с ДЦП отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.
Дети с ДЦП имеющие интеллектуал недостаточность проявляют пассивность в общении, они редко бывают инициаторами беседы и испытывают огромные трудности в овладении монологической речью. Это обусловлено:
непониманием необходимости собственных словесных высказываний;
слабым побуждением к речи;
ограниченностью содержания речи.
Наиболее доступной является диалогическая речь, так как по формированию своих высказываний дети с ДЦП опираются на речь собеседника. У этой категории детей с отклонениями в развитии недостаточно сформирована регулятивная функция речи. Они неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда действуют в соответствии с этими указаниями даже в тех случаях, когда хорошо их помнят. Речь детей с ДЦП невыразительна, монотонна, бедна интонациями. Около 60 % учащихся коррекционных школ имеют недостатки звукопроизношения[48, с. 43].
Нарушение устной речи ещё более усугубляет недоразвитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями развития, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушению письменной речи.
Из всего многообразия речевых нарушений у учащихся специальных (коррекционных) школ выделяются нарушения чтения и письма. Большое количество детей с такими речевыми расстройствами, о чём свидетельствуют данные приведенные в таблице, создают проблему при обучении учащихся с ДЦП.
Таблица 1.
Сравнительный анализ распространённости нарушений чтения и письма у учащихся начальных классов МСКОУ СКОШ № 7 VIII вида
2008-2009 уч. год |
2009-2010 уч. год |
2010-2011 уч. год | |
Общее количество учащихся начальных классов с 1-го по 4-й класс |
112 |
123 |
130 |
Выявлено с нарушениями устной и письменной речи |
110 (98 %) |
119 (96 %) |
125 (96 %) |
Из них с нарушениями чтения и письма |
35 (31 %) |
50 (41 %) |
61 (46 %) |
Для более наглядного представления результатов нами была составлена диаграмма
Диаграмма 1.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что из общего числа учащихся начальных классов с 1-го по 4-й класс от 96 до 98 % составляют дети с нарушениями устной и письменной речи. Таким образом, почти каждый ребёнок школьного возраста с нарушением интеллекта имеет те или иные речевые дефекты, препятствующие, в разной степени, успешному овладению детьми школьной программой VIII вида. Дети с нарушениями чтения и письма составляют большее количество - от 31 до 46 % учащихся.
Дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, в том числе и с нарушениями чтения и письма, принимаются на занятия с логопедом в первую очередь, так как их “недостатки речи препятствуют успешному усвоению школьного материала”. Эти дети представляют собой достаточно разнородную группу. Различны происхождение речевых трудностей, их причины, а так же проявление и характер.
Краткий анализ нарушений чтения и письма у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Нарушение деятельности различных анализаторов и расстройства психических процессов у детей с ДЦП приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому дети испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма.
Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза (83 %).
Информация о ообразовании:
Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...
Элементы скаутского метода
Скаутский Метод следует воспринимать как группу взаимозависимых элементов, составляющих единое целое. У каждого элемента есть своя воспитательная функция (то есть каждый элемент предназначен способствовать определенным образом воспитательному процессу), и каждый элемент дополняет воздействие других ...
Взгляды ученых педагогов на двигательную активность
Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. В дошкольном возрасте с помощью двигательной деятельности ребёнок приспосабливается к окружающей жизни, познает мир. Повышенный режим двиг ...