Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям:
в делении слов на составные части,
в выявлении каждого звука,
в установлении звукового ряда слова,
в усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог,
в выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.
Нарушение произношения усугубляет недостатки фонетического анализа. Нарушенное произношение у школьников с ДЦП – это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему. У детей не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Непонимание того, что слово – это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысление значения слова и его звукобуквенного анализа – перед записью; восприятия букв слова и осознания его семантики – при чтении (75 %).
Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, её дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы (42 %). Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время привязывают детей ДЦП к побуквенному чтению (36 %). Отсутствие общей моторной координации действий у детей с ДЦП, проявляющаяся особенно отчётливо в движениях мелких мышц руки, служит ещё одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряжённость кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор - быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой и др. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии (25 %).
Результаты наглядно представлены
Диаграмма 2.
Но чаще у учащихся специальной (коррекционной) школы встречаются смешанные формы нарушения чтения и письма, при которых встречаются различные специфические ошибки.
Специфические ошибки письма
Ошибки на уровне буквы и слога.
Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:
А) пропуски букв и слогов – “двочка” - девочка, “беый” - белый, “начается” - начинается, “кандаш” - карандаш;
Б) недописывание букв и слогов – “авгус” - август, “родна” - родная, “ходи” - ходили, “осы лета” - летают;
В) наращивание слов лишними буквами – “несут” - несут, “цеветы” - цветы, “сулучай – случай, “декекабря” - декабря;
Г) перестановка букв и слогов – “мри” - мир, “ревёвка” - верёвка, “первый зар” - первый раз;
ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов.
Замены букв по акустико-артикуляционному сходству:
А) парные звонкие и глухие согласные:
Б – П (“пукет”, “панка”, “були”);
В – Ф (“фаренье”, “канветы”);
Г – К ( “городог”, “какда”);
Д – Т (“тарога”, “букед”, “тети итут в школу”);
Ж – Ш (“пужистый”, “пошалел”);
З – С (“гасета”, “свенит”, “восить”);
Б) лабиализованные гласные:
О – У (“оконьки”, “пучки”, “боквы”),
Ё – Ю (“тюплый”, “лёбим”),
В) заднеязычные согласные:
Г – К – Х (“крухлый”, “маленькоко”, “хлубокий”),
Г) сонорные:
Р – Л (“молозы”, “рётчик”),
Й – Ль (“тётя купила сой”),
Д) свистящие и шипящие:
С – Ш (“пусынки”, “шаски”, “капушта”),
З – Ж (“позар”, “слузыть”, “излозение”),
Е) аффрикаты:
Ч – Ц (“двадчать”, “цайник”),
Ч – Т (“бегачь”),
Ц – С (“птисы”, “на улисе”),
Ж) мягкие согласные соответствующими твёрдыми и наоборот:
“толко”, “швырят”, “блесьтит”.
Замены букв по оптическому сходству:
О – А (“торелки”, “расскозы”, “остолось”),
И – У (“вничек”, “дуван”),
Б – Д (“Бима”, “дадка”),
П – Т (“вепер”, стокойно”),
Л – М (“слотреть”, “мамыши”),
Х – Ж (“житрый”, “ухи”),
И – Ш (“зайчиика”, “пиием”),
Ш – Щ (“шенок”, “лощадь”, “пишали”),
Н – К (“тольно”, “нартина”, каступила”),
К – П (“упрыл”, “спопойно”),
Г – Р (“рероя”, “гебята”, “рласные”),
В – Д (“доробей”, “ворога”, “дорота”),
А – Д (“здпекла”, “камбдла”).
Зеркальные замены:
С – Э (“пи_ать”),
Э – С (“_тажи”),
Е – З (“Злена”, “зсли”),
У – Ч (“уетырнадцатое”).
Ошибки на уровне слова.
1. Раздельное написание частей слов:
“в друг”, “с вой”, “без покойный”, “разно цветный”;
“зве нели”, “улыба лись”, “и грают” и др.
2. Слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом:
“заводой”, “сверхушки”, “истал”, “надобыло”.
Информация о ообразовании:
Элементарное музицирование
В обращении к проблеме элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребёнка, развитию его художественных способностей, увлечённости музыкой, потребности к активному общению с ней. Развитие этих нап ...
Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности
Слово творчество происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей. Важным элементом учебной програм ...
Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по ...