Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям:
в делении слов на составные части,
в выявлении каждого звука,
в установлении звукового ряда слова,
в усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог,
в выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.
Нарушение произношения усугубляет недостатки фонетического анализа. Нарушенное произношение у школьников с ДЦП – это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему. У детей не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Непонимание того, что слово – это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысление значения слова и его звукобуквенного анализа – перед записью; восприятия букв слова и осознания его семантики – при чтении (75 %).
Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, её дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы (42 %). Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время привязывают детей ДЦП к побуквенному чтению (36 %). Отсутствие общей моторной координации действий у детей с ДЦП, проявляющаяся особенно отчётливо в движениях мелких мышц руки, служит ещё одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряжённость кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор - быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой и др. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии (25 %).
Результаты наглядно представлены
Диаграмма 2.
Но чаще у учащихся специальной (коррекционной) школы встречаются смешанные формы нарушения чтения и письма, при которых встречаются различные специфические ошибки.
Специфические ошибки письма
Ошибки на уровне буквы и слога.
Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:
А) пропуски букв и слогов – “двочка” - девочка, “беый” - белый, “начается” - начинается, “кандаш” - карандаш;
Б) недописывание букв и слогов – “авгус” - август, “родна” - родная, “ходи” - ходили, “осы лета” - летают;
В) наращивание слов лишними буквами – “несут” - несут, “цеветы” - цветы, “сулучай – случай, “декекабря” - декабря;
Г) перестановка букв и слогов – “мри” - мир, “ревёвка” - верёвка, “первый зар” - первый раз;
ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов.
Замены букв по акустико-артикуляционному сходству:
А) парные звонкие и глухие согласные:
Б – П (“пукет”, “панка”, “були”);
В – Ф (“фаренье”, “канветы”);
Г – К ( “городог”, “какда”);
Д – Т (“тарога”, “букед”, “тети итут в школу”);
Ж – Ш (“пужистый”, “пошалел”);
З – С (“гасета”, “свенит”, “восить”);
Б) лабиализованные гласные:
О – У (“оконьки”, “пучки”, “боквы”),
Ё – Ю (“тюплый”, “лёбим”),
В) заднеязычные согласные:
Г – К – Х (“крухлый”, “маленькоко”, “хлубокий”),
Г) сонорные:
Р – Л (“молозы”, “рётчик”),
Й – Ль (“тётя купила сой”),
Д) свистящие и шипящие:
С – Ш (“пусынки”, “шаски”, “капушта”),
З – Ж (“позар”, “слузыть”, “излозение”),
Е) аффрикаты:
Ч – Ц (“двадчать”, “цайник”),
Ч – Т (“бегачь”),
Ц – С (“птисы”, “на улисе”),
Ж) мягкие согласные соответствующими твёрдыми и наоборот:
“толко”, “швырят”, “блесьтит”.
Замены букв по оптическому сходству:
О – А (“торелки”, “расскозы”, “остолось”),
И – У (“вничек”, “дуван”),
Б – Д (“Бима”, “дадка”),
П – Т (“вепер”, стокойно”),
Л – М (“слотреть”, “мамыши”),
Х – Ж (“житрый”, “ухи”),
И – Ш (“зайчиика”, “пиием”),
Ш – Щ (“шенок”, “лощадь”, “пишали”),
Н – К (“тольно”, “нартина”, каступила”),
К – П (“упрыл”, “спопойно”),
Г – Р (“рероя”, “гебята”, “рласные”),
В – Д (“доробей”, “ворога”, “дорота”),
А – Д (“здпекла”, “камбдла”).
Зеркальные замены:
С – Э (“пи_ать”),
Э – С (“_тажи”),
Е – З (“Злена”, “зсли”),
У – Ч (“уетырнадцатое”).
Ошибки на уровне слова.
1. Раздельное написание частей слов:
“в друг”, “с вой”, “без покойный”, “разно цветный”;
“зве нели”, “улыба лись”, “и грают” и др.
2. Слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом:
“заводой”, “сверхушки”, “истал”, “надобыло”.
Информация о ообразовании:
Экспериментальная работа по применению методики преподавания темы
«Программирование в среде Scratch» в начальной школе
Целью проведенной экспериментальной работы была проверка методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы. Задачи экспериментальной работы: 1) реализация разработанной методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы; 2) ра ...
Понятие и принципы
государственной политики в области образования
Неотъемлемым правом каждого человека является доступ к качественному образованию. Образование влияет на все виды развития человека. Будучи не просто источником знаний, образование дает возможность детям в полной мере реализовать свой потенциал, когда они станут взрослыми. В 2006 г. Россия начала ре ...
Развитие понимания речи у неговорящих
детей
Основная задача логопедического воздействия на первом этапе заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить названия игрушек, частей тела, предметов одежды, туалета, домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, названия животных, которых часто в ...