3. Способность к фонематическому синтезу.
ü Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т, ), ( Р, У, К, А, ), ( С, У, М, К, А).
ü Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), Л, А, Н, У), (Д, М, Ы). переезд в россию
Детям предлагается в случае неправильного выполнения 4 попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).
Оценка состояния фонематических функций:
5- точное и правильное выполнение задания.
4- правильный ответ со 2 попытки.
3- правильный ответ с 3 попытки.
2- правильный ответ с 4 попытки.
1- невыполнение задания.
4.Обследование дыхания.
ü Дыхание: ключичное, ключично - грудное, грудное
ü Объем дыхания (поверхностное - верхне - ключичное, в норме)
ü Ритм дыхания (нормальный, аритмия.)
ü Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует.
ü Ротовой выдох: сформирован, не сформирован.
ü Объем вдоха и выдоха (короткий, длинный).
Оценка состояния дыхания.
5 - состояние дыхания в норме.
4 - состояние дыхания с нарушениями в 1 компоненте дыхания.
3 - состояние дыхания с нарушениями в 2 - 3 компонентах дыхания.
2 - состояние дыхания с нарушениями в 4 - 5 компонентах дыхания.
1 - нарушены все компоненты дыхания.
5. Обследование моторных функций (мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика).
1. Обследование состояния мелкой моторики.
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
ü показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
ü показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
ü сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
ü попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
ü застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера.
2. Обследование состояния мимической моторики.
Детям предлагались следующие упражнения:
ü Поднимание бровей: вместе, поочередно
ü Зажмуривание глаз: вместе, поочередно
ü Улыбка
ü Надувание щек: вместе, поочередно
3.Исследование артикуляционной моторики включало:
1. изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);
2. подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
Для челюстей:
· Рот широко открыть, закрыть
· Нижняя челюсть вправо, влево.
Для губ:
· Растянуть губы в улыбке.
· Вытянуть губы вперёд трубочкой.
· «Улыбка»- «трубочка».
· Поднять верхнюю губу.
· Опустить нижнюю губу.
· Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.
Для языка:
ü «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
ü «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.
ü «Лопаточка» - «Иголочка».
ü «Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.
ü «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
ü «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
ü «Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.
ü «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для мягкого нёба:
· Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].
· Широко открыть рот и зевнуть.
Оценка состояния моторных функций:
5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение
4- движения выполняет, но ослаблен тонус.
3- движение замедленное, напряжённое, саливация, гиперкинезы
2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы
1- невыполнение.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Развитие речи детей с ДЦП, имеющих интеллектуальную недостаточность, характеризуется двумя важными особенностями:
значительная задержка становления речи;
недоразвитие всех её компонентов.
Развитие речевого (фонематического) восприятия происходит у детей с ДЦП с опозданием и отклонением. У детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушено смысловое понятие значений тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления[16, с.76].
Информация о ообразовании:
Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым
государственным экзаменом
Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качест ...
Понятие «гендер» в научной литературе
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождест ...
Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...