В И. Д. Фрумин говорит, что рассмотрение в педагогическом процессе реальностей из “смежных” наук: философии, психологии, социологии, позволяют педагогам рассмотреть такие неявные, но реальные факты образовательного процесса, как индивидуальные стили, эмоциональную атмосферу, социальную структуру школьного класса, социальную роль языка и многое другое.
В настоящее время педагогика развития использует разработки из различных научных областей, таких как психология, социология, медицина, физиология, культурология, методология и др.
Также широко ведутся разработки по предметным областям: математике, русскому языку, физике, естествознанию, химии, биологии и др.
“Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов”.
В рамках данной работы для отбора методов мы исходили из заключения В. В. Давыдова, что педагогика развития имеет свои специфические методы исследований. В данном пункте будут рассматриваться именно такие методы. Это позволяет нам не касаться методов различных наук (психологии, социологии и т. д.), используемых в педагогике развития.
В педагогике развития можно выделить следующие специфические методы исследований:
Метод генетического моделирования. Формирующий эксперимент. “…метод генетического моделирования. Суть этого метода состоит в том, что учитель, воспитатель вместе с исследователем предполагают траекторию развития тех или иных новообразований у группы детей и у каждого из них, заранее моделируют их, а затем прослеживают, как эта модель реализуется в реальном образовательном процессе” .
“Эксперимент-исследование строится с целью формирования какой-либо способности, находящейся в зоне ближайшего развития”
“…метод экспериментирования является построение опосредствования и тем самым воссоздание “конфликтов и коллизий” в становлении субъектности.…Этот новый метод был назван Л. С. Выготским экспериментально-генетическим, генетико-моделирующим, или объективирующим. В последнем названии имелось в виду то, что построение опосредствования позволяет выделить механизмы, скрытые при непосредственном наблюдении и регистрации внешних проявлений поведения”.
Метод проектирования. “ Главным методом реального создания не только теории, но и экспериментальных основ педагогики развития является метод проектирования (проектирование в различных сферах жизни используется людьми еще с античных времен). … Для педагогики развития – это специфический метод”.
Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.
Мысленный эксперимент. В. С. Библер выделил следующие основные особенности мысленного эксперимента: 1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью, 2) этот предмет становится объектом последующих мысленных трансформаций, 3) в этом же эксперименте мысленно формируется та среда, та система связей, в которую помещается этот предмет; если построение мысленного предмета еще и можно представить как абстрагирование свойств реального предмета, то этот третий момент по сути дела является продуктивным добавлением к мысленному предмету – лишь в этой особой среде и находит свое раскрытие его содержание.
Информация о ообразовании:
Этапы ознакомления дошкольников с родным городом и воспитания любви к
родному краю
Успех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. Большинство исследований, касающихся разных аспектов патриотического воспитания, проведено с участием детей старшег ...
Структура физической
культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компоненты (части, виды), и, во-вторых, строение – взаимосвязи и отношения м ...
Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая
характеристика
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными ...