4) преобразование модели отношения для изучения его свойств в “чистом виде”;
5) построение системы частных задач, решаемых общим способом;
6) контроль за выполнением предыдущих действий;
7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Дидактические принципы – это “(по определению проф. В. И. Загвязинского) инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это – знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности…”.
А. А. Столяр рассматривает следующие дидактические принципы: научность в обучении, сознательность усвоения, активность учащихся, наглядность обучения, прочность знаний, индивидуальный подход.
В педагогике развития дидактические принципы приобретают свои значения, они отличны от их понимания в традиционной дидактике. А такие дидактические принципы как прочность знаний, активность учащихся, индивидуальный подход, которые выделяет А.А. Столяр, в педагогике развития не рассматриваются в качестве дидактических принципов. Например, активность учащихся – это, скорее, аксиома, то, на чем основана педагогика развития.
“Последствия применения указанных принципов становятся в практике весьма существенными. Конечно, их роль велика в реализации всеобщей элементарной грамотности. Но когда желаемый рубеж достигнут, то конкретное содержание этих принципов становится препятствием на пути создания основ современной школы, современной по своим целям и способам их достижения. Односторонняя ориентация на эмпирическое мышление приводит к тому, что многие дети не получают в школе средств и способов теоретического мышления (разумно-диалектического мышления, если говорить гегелевскими словами)”.
Возникновение новой педагогики – педагогики развития - требует пересмотрения и конкретизации, а также создания новых дидактических принципов.
“На наш взгляд, применение новых психолого-дидактических принципов позволит конкретно определить существенные черты будущей школы и прежде всего указать условия, при которых формирование средств теоретико-научного мышления станет нормой, а не исключением, каковым оно является в нынешней школе (конечно, некоторые учащиеся приобретают средства теоретического мышления и при нынешнем образовании, но это происходит стихийно,
весьма не совершенно, а главное – вопреки внутренним установкам традиционной системы обучения)” .
В. В. Давыдова в выделяет следующие дидактические принципы развивающего образования:
“Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системой образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которое лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности”.
“Традиционно толкуемому принципу сознательности целесообразно противопоставить принцип деятельности, понимаемый как основа и средство построения, сохранения и применения знаний. “Сознательность” может быть действительно реализована лишь в том случае, если школьники получают знания не в готовом виде, а выясняют условия их происхождения. А это возможно лишь при выполнении детьми тех специфических действий преобразования предметов, благодаря которым в их собственной учебной практике моделируются, воссоздаются внутренние свойства объекта, становящиеся содержанием понятия. Характерно, что именно эти действия, выявляющие и строящие всеобщее существенное отношение объектов, служат источником теоретических абстракций, обобщений и понятий (иначе говоря, теоретических знаний).
Информация о ообразовании:
Пути решения проблемы в системе образования РФ
Изучение системы государственной политики в области образования приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в настоящее время в Российской Федерации проводятся сразу две крупномасштабные реформы, напрямую затрагивающие данную проблему - административная реформа и реф ...
Выявление сущности процесса обучения предполагает
определение его функций
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выде ...
Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7
классе
Форма сонета была известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическое звучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14 строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки) содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир со ...