4) преобразование модели отношения для изучения его свойств в “чистом виде”;
5) построение системы частных задач, решаемых общим способом;
6) контроль за выполнением предыдущих действий;
7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Дидактические принципы – это “(по определению проф. В. И. Загвязинского) инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это – знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности…”.
А. А. Столяр рассматривает следующие дидактические принципы: научность в обучении, сознательность усвоения, активность учащихся, наглядность обучения, прочность знаний, индивидуальный подход.
В педагогике развития дидактические принципы приобретают свои значения, они отличны от их понимания в традиционной дидактике. А такие дидактические принципы как прочность знаний, активность учащихся, индивидуальный подход, которые выделяет А.А. Столяр, в педагогике развития не рассматриваются в качестве дидактических принципов. Например, активность учащихся – это, скорее, аксиома, то, на чем основана педагогика развития.
“Последствия применения указанных принципов становятся в практике весьма существенными. Конечно, их роль велика в реализации всеобщей элементарной грамотности. Но когда желаемый рубеж достигнут, то конкретное содержание этих принципов становится препятствием на пути создания основ современной школы, современной по своим целям и способам их достижения. Односторонняя ориентация на эмпирическое мышление приводит к тому, что многие дети не получают в школе средств и способов теоретического мышления (разумно-диалектического мышления, если говорить гегелевскими словами)”.
Возникновение новой педагогики – педагогики развития - требует пересмотрения и конкретизации, а также создания новых дидактических принципов.
“На наш взгляд, применение новых психолого-дидактических принципов позволит конкретно определить существенные черты будущей школы и прежде всего указать условия, при которых формирование средств теоретико-научного мышления станет нормой, а не исключением, каковым оно является в нынешней школе (конечно, некоторые учащиеся приобретают средства теоретического мышления и при нынешнем образовании, но это происходит стихийно,
весьма не совершенно, а главное – вопреки внутренним установкам традиционной системы обучения)” .
В. В. Давыдова в выделяет следующие дидактические принципы развивающего образования:
“Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системой образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которое лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности”.
“Традиционно толкуемому принципу сознательности целесообразно противопоставить принцип деятельности, понимаемый как основа и средство построения, сохранения и применения знаний. “Сознательность” может быть действительно реализована лишь в том случае, если школьники получают знания не в готовом виде, а выясняют условия их происхождения. А это возможно лишь при выполнении детьми тех специфических действий преобразования предметов, благодаря которым в их собственной учебной практике моделируются, воссоздаются внутренние свойства объекта, становящиеся содержанием понятия. Характерно, что именно эти действия, выявляющие и строящие всеобщее существенное отношение объектов, служат источником теоретических абстракций, обобщений и понятий (иначе говоря, теоретических знаний).
Информация о ообразовании:
Детская инвалидность в России:
сущность и содержание проблемы
Состояние здоровья нации в перспективе определяется здоровьем детей. К основным показателям, характеризующим здоровье детского населения, относятся уровни заболеваемости, инвалидности и смертности. Уровень инвалидности детей в стране отражает не только состояние здоровья этой группы населения, но и ...
Описание среды программирования Scratch
Интерфейс программы спроектирован и сделан в расчете на детей, поэтому он максимально хорошо понимается интуитивно. Рассмотрим, как устроена среда. После запуска программы экран имеет вид (см. рис. 1). Рис. 1. Интерфейс программы Главная область (см. рис. 2), это, конечно же, сцена (располагается в ...
Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве
Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технолог ...