Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Страница 7

Серьезных разработок, методических рекомендаций нам в найти не удалось.

Также обстоит дело и с обучением компьютерной грамотности. Эта область относится к мало разработанным областям педагогики развития.

Можно, в грубом приближении, говорить о трех уровнях педагогики развития: 1) психологический уровень; 2) дидактический уровень; 3) конкретно-методический уровень (например, методика преподавания русского языка, математики и т.д.).

Существуют различные психологические концепции образовательных систем, и они могут служить базой для построения различных дидактик, а дидактики – для построения различных методик обучения.

Т. к. мы рассматриваем педагогику развития, то правомерно обратиться к ее психологическим основам.

В основе педагогики развития лежит культурно-историческая теория психического развития человека Л. С. Выготского, а также разработанный С. Л. Рубинштейном, Н. А. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. деятельностный подход, согласно которому “знания могут быть полноценно усвоены человеком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются”.

Работы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева были теоретическим фундаментом постановки Д. Б. Элькониным в конце 50-х годов проблем, связанных со спецификой развивающего обучения.

Д. Б. Эльконин показал, что в умственном развитии детей ведущее и решающее значение имеет содержание усваиваемых ими знаний, а также соответствующая этому содержанию организация взрослыми процесса их усвоения.

В 60-е годы был заложен фундамент понятия учебной деятельности как основы теории развивающего обучения.

Разработкой теории учебной деятельности, ее содержанием и строением занимались Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

“Учебная деятельность отличается от всех остальных видов деятельности одной очень важной особенностью. В результате других видов деятельности всегда получается некоторый материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность построена иначе. Дети под руководством учителей оперируют научными понятиями, усваивая их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий они не вносят. Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие”.

“Учебная деятельность – деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте”.

“Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщенными способами действий в сфере научных понятий”.

Для того чтобы “у младших школьников (а затем и у учащихся более старших классов) формировалась и развивалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса, которые в дальнейшем не представляют для него особых трудностей”.

В. В. Давыдов в учебной задаче выделяет следующие учебные действия:

1) принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Информация о ообразовании:

Диагностические методики по профориентации и их характеристики
В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по профориентации. Для начала дадим определение понятия « диагностика ». Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Диагностика - ...

Особенности организации работы школьной библиотеки
Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на инфор ...

Изменение роли школы в условиях модернизации образования
Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов – библиотеки, клуба, музея. Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru