Серьезных разработок, методических рекомендаций нам в найти не удалось.
Также обстоит дело и с обучением компьютерной грамотности. Эта область относится к мало разработанным областям педагогики развития.
Можно, в грубом приближении, говорить о трех уровнях педагогики развития: 1) психологический уровень; 2) дидактический уровень; 3) конкретно-методический уровень (например, методика преподавания русского языка, математики и т.д.).
Существуют различные психологические концепции образовательных систем, и они могут служить базой для построения различных дидактик, а дидактики – для построения различных методик обучения.
Т. к. мы рассматриваем педагогику развития, то правомерно обратиться к ее психологическим основам.
В основе педагогики развития лежит культурно-историческая теория психического развития человека Л. С. Выготского, а также разработанный С. Л. Рубинштейном, Н. А. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. деятельностный подход, согласно которому “знания могут быть полноценно усвоены человеком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются”.
Работы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева были теоретическим фундаментом постановки Д. Б. Элькониным в конце 50-х годов проблем, связанных со спецификой развивающего обучения.
Д. Б. Эльконин показал, что в умственном развитии детей ведущее и решающее значение имеет содержание усваиваемых ими знаний, а также соответствующая этому содержанию организация взрослыми процесса их усвоения.
В 60-е годы был заложен фундамент понятия учебной деятельности как основы теории развивающего обучения.
Разработкой теории учебной деятельности, ее содержанием и строением занимались Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.
“Учебная деятельность отличается от всех остальных видов деятельности одной очень важной особенностью. В результате других видов деятельности всегда получается некоторый материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность построена иначе. Дети под руководством учителей оперируют научными понятиями, усваивая их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий они не вносят. Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие”.
“Учебная деятельность – деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте”.
“Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщенными способами действий в сфере научных понятий”.
Для того чтобы “у младших школьников (а затем и у учащихся более старших классов) формировалась и развивалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса, которые в дальнейшем не представляют для него особых трудностей”.
В. В. Давыдов в учебной задаче выделяет следующие учебные действия:
1) принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
Информация о ообразовании:
Понятие об орфограмме. Типы орфограмм
При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Существуют разные определения понятия “орфограмма”. “Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу”. “Орфограммой называют то или иное написание в с ...
Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению ...
Анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой
деятельности
Анализ статьи Черкасовой показал, что для начала нужно изучить возможности детей. Затем организовать трудовые поручения с простых заданий индивидуально. Предварительно показывать и объяснять важность определенного поручения. В первой половине года ставить перед собой цель: воспитывать умение выполн ...