Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Страница 4

производную форму слов заменяли на развернутое ситуативное высказывание. Так, вместо глаголов " вылила " (воду) дети говорили: "пустое ведро стало", а вместо образования прилагательных наблюдались высказывания типа: " которая лиса сделана " (т.е. лисья) и т.д.;

при выборе производящей основы для будущего слова большинство детей останавливались на наиболее значимой для них части речи, т.е. на существительных. Как следствие, возникали следующие универбы: "доменщик", "домашник" - "человек, который дома строит" и т.д.

при образовании новых слов отмечалось несоблюдение формальных условий организации звуковой, слоговой структуры слова, ошибочная постановка ударений, например, " дривянный " - деревянный, " саявал " - нарисовал и пр.

Представленные выше результаты свидетельствуют о существенном снижении возможностей детей выделенной группы в усвоении морфем как языковых знаков, так и в овладении операциями с ними, т.к. дети находятся преимущественно не на словообразовательном, а на лексическом уровне, который не требует усвоения и реализации отношений производности.

Анализ диаграммы 1 (см. Приложение 2) позволяет увидеть положительную тенденцию в плане формирования словообразовательных операций у детей. Так, заметны изменения в качестве выполнения серий заданий за весь период 1 года обучения - старшая группа - с сентября по май 2004-05 учебного года:

"справился с заданием": к концу учебного года повысился процент выполнения задания с 16% (2 чел) - 30% (4 чел) - 54% (7 чел) - 1 серия заданий; 16% (2 чел) - 30% (4 чел) - 54% (7 чел) - 2 серия заданий соответственно.

значительно снизился показатель "не справился с заданием" 54% (7 чел) - 16% (2 чел) - 0% - 1 серия заданий, 54% (7 чел) - 24% (3 чел) - 0% - 2 серия заданий соответственно.

к концу учебного года произошли существенные изменения с показателем "допустил ошибку" 30% (4 чел) - 54% (7 чел) - 46% (6 чел) в 1 серии заданий и 30% (4 чел) - 60% (8 чел) - 38% (5 чел) во 2 серии заданий. Хочется сказать, что данный показатель также не является качественно результативным, но он все-таки является показателем некоторого эффекта от коррекционной работы, направленной на формирование процесса словообразования, т.к "не справился с заданием" - это значит, вообще не сделал, а "допустил ошибку", значит, пытался делать и руководствовался при этом имеющимися знаниями и умения, но пока еще не ставшими навыком, который есть автоматизированное действие.

Исходя из теоретических разработок, рассмотренных в первой части данной квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где обозначены "слабые" места в формировании процесса словообразования у детей с общим недоразвитием речи, видно, что требуется проведение формирующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.

Описание этапов коррекционной работы с детьми, в целом, не является целью настоящей квалификационной работы.

Целью же является поиск путей оптимизации коррекционно-педагогического процесса на этапе закрепления материала посредством использования коррекционно-развивающих возможностей индивидуально-фронтального пособия для развития словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Этап закрепления материала - это этап, который является структурным компонентом занятий по совершенствованию знаний, умений и навыков (ЗУН) детей, и решает следующие задачи:

Систематизация и обобщение новых знаний

Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний

Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний

Формирование умений и навыков.

Этап закрепления материала предполагает одновременно с закреплением и применение знаний в несколько измененной ситуации, и систематизацию знаний, и повторение, и упрочнение умений и навыков, их совершенствование не только в пределах изучаемого материала, но и на межтематическом уровне.

Выделяют ряд разновидностей работ по закреплению материала. Например:

упражнения, которые в свою очередь, подразделяются по целевому назначению:

упражнения, предполагающие выполнение действий по образцу, схеме, по заданному предписанию и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Основные категории дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение. Воспитание – целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка. Развитие ...

Факторы, влияющие на формирование ИСУПД школьника
В процессе становления индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьников большую роль играют следующие факторы: возраст учеников, индивидуальный стиль преподавания учителя, специфика изучаемого предмета и атмосфера учебной деятельности, которая создается педагогическим коллективом ...

Способы определения понятий
По логической структуре определения делятся на конъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "и") и дизъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "или"). Выделение существенных признаков, зафиксированных в определении, и зафиксированных связей между ними назы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru