а) Образование уменьшительно-ласкательных существительных
б) Образование существительных с помощью суффикса -НИЦ - со значением вместилища (посуды)
в) Образование существительных с помощью суффикса -ИНК-
г) Образование названий детенышей животных и птиц
д) Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (" совершителей действий ").
Формирование словообразования глаголов
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок.
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов - ива-, - ыва-, - ва-.
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: вы - , под-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.
Формирование словообразования прилагательных
A. Образование притяжательных прилагательных
Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ИН-,-ОВ-;
Словообразование с использованием суффикса без изменения звуковой структуры корня производного слова.
3. Словообразование с помощью суффикса и с чередованием в корне.
Б. Образование качественных прилагательных
1. Словообразование с использованием суффикса - к-.
а) без чередования.
б) с чередованием в корне слов.
2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов - ИВ-, - ЛИВ-, - ЧИН-, - ОВАТ-, - ЕВАТ - и др.
B. Образование относительных прилагательных
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов - ОВ-, - ЕВ-.
а) без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.
б) с чередованием звуков в корне (беглая гласная).
2. Словообразование с использованием суффикса - н-.
а) без чередования в корне производного слова.
б) с чередованием звуков в корне производного слова.
3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - Н-, - ЯН-, - СК-, - ЕНН-и др.
Работа над родственными словами
(см. Приложение 8)
Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.
Рассмотрим эту работу на примере лексической темы "Лес. Деревья".
Подобрать слова - "родственники".
На доске картина "Лес". Проводится беседа по картине.
Подберите слова - "родственники" к слову "лес". Как можно ласково назвать лес? (Лесок) Как можно назвать ягоды и растения, которые растут в лесу? (Лесные) А как называют птицы, которые живут в лесу? (Лесные) Кто следит за состоянием леса? (Лесник). Итак, какие же вы вспомнили слова-"родственники" к слову лес? (Лесок, лесные, лесок, лесник). Про что можно сказать "лесной" (человек, кустарник, зверь), "лесная" (ягода, птица), "лесное" (животное, путешествие). Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами: гриб, вода, сахар, гора, лист, еж, весна и др.
2. Найти "лишнее" слово. Например, Пособие "Лес. Деревья. ": лес, лесной, подлесок, леска.
3. Назвать общую часть слов-"родственников".
4. Объясните, почему так называется. Например, Пособие "Транспорт": самолет (сам летит), паровоз (возит с помощью пара) и др.
5. Придумай одно слово вместо двух. Например, Пособие "Овощи. Огород" овощи режет - (овощерезка), мясо рубит - (мясорубка) и др.
Для оценки эффективности и результативности логопедического воздействия на процесс формирования словообразовательного навыка у детей выделенной группы, имеющих общее недоразвитие речи, использовался тот же материал для обследования состояния процесса словообразования, в исследовании принимали участие те же дети, но уже ставшие воспитанниками подготовительной группы.
В процессе формирования словообразования осуществлялась работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматических значений, работа по формированию словообразования способствовала уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.
Информация о ообразовании:
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней
общеобразовательной школе
Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства. Его основная ЦЕЛЬ – приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении ко ...
Понятие «способности»
Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможн ...
Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного
возраста
Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнят ...