Программа недели географии зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы.
Это может быть лекторий для учащихся разного возраста, где учителя, родители или сами учащиеся читают лекции и проводят беседы на темы:
«Своеобразие природы нашего края»;
«У карты мира»;
«По родной стране»;
«Известные ученые географы»
«Роль современной географии в решении экономических и социальных задач страны»;
«Будущее географической науки»;
«География – основа многих профессий» и т.д.
Могут быть организованы диспуты, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы о взаимоотношениях природы и общества, о действенности и необходимости географических знаний. Подготовка к диспутам связана с большой работой школьников с дополнительной литературой.
Диспуты дают возможность вырабатывать у учащихся способность аргументировано и последовательно отстаивать свои взгляды. Предметом диспута может быть прочитанная книга, статья по географии, вызывающая различные суждения. Обычно обсуждение преследует утверждение какой-то важной идеи.
В основе диспута лежит полемика, которая предполагает вариативное или альтернативное решение вопроса. Для того чтобы учащиеся умели спорить, отстаивать свои взгляды, следует разработать специальные памятки:
«Главное в диспуте – доказательство, логика, аргументы. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов товарищей. Умей отстаивать свою точку зрения, не забывая право других на несогласие с ней. Задавай вопросы, имеющие прямое отношение к теме и предварительно обдуманные. Внимательно слушай собеседника, уважай его. Высказывай свои мысли, не читай текст, однако пользуйся цитатами. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту противника».
В заключение диспута подводят итоги дискуссии, утверждают главную идею. Чтобы у учащихся не пропал интерес к диспутам, не надо критиковать неудачные суждения, указывать на допущенные ошибки, но обращать внимание всех на наиболее меткие суждения, логику изложения, аргументацию выводов.
Неделю географии в школе следует максимально использовать для пропаганды научно-популярной и художественной литературы, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии. В этом поможет внеурочное чтение по географии
Ученики, увлекаясь художественной, научно-фантастической литературой, нередко бывают, равнодушны к чтению научно-популярной. Многие школьники не знакомы с такими книгами, как «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева, «Путешествие» Н.Н. Миклухо-Маклая, «Плутония» В.А. Обручева и другими, а ведь именно эти произведения рождают интерес к географической науке. На вопрос, «Какие книги по географии ты прочитал за последнее время?» многие учащиеся затруднились бы ответить .
Опытный методист Е.Д. Воробьева писала: «Свою внеклассную работу по географии я начинаю с организации внеклассного чтения. Через книгу, скорее всего можно узнать учеников, их интересы, стремления, мечты. Учащиеся любят и интересуются географией, и учитель должен всеми силами и возможностями поддерживать этот интерес через хорошую географическую книгу».
Информация о ообразовании:
Характерные особенности и структура занятий
Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности ...
Специфика построения обучающих программ по декоративно -
прикладному творчеству
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного д ...
Возрастные особенности старших подростков
Цель физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основ ...