По своей направленности детская географическая литература делится на произведения научно-популярные и научно-художественные.
В научно-популярных книгах обычно познавательный материал преобладает над литературным его оформлением, над художественными описаниями, образами, сравнениями. Научный материал в произведениях, популяризирующих основы научных знаний, подается по стержневым линиям, читателю сообщается научная терминология, необходимые определения. В этом отношении к научно-популярной литературе приближается справочная, используемая для самостоятельной работы учащихся.
В научно-художественной литературе используют различные формы изложения – роман, повесть, рассказ, очерк, мемуары и т.п. Хорошо написанная и художественно оформленная книга возбуждает интерес учащихся к науке, знакомит с направлениями исследовательской деятельности, пробуждает любовь к географии.
Детскую литературу по географии подразделяют по степени подготовки, общему развитию юного читателя на три группы – младший, средний и старший возраст. Поэтому учитель, рекомендуя ту или иную книгу для чтения по географии, должен учитывать возрастные особенности учащихся.
Научно-популярная литература, различная по способу изложения, содержанию материала, освещает тот круг вопросов по данной отрасли знаний, который предусматривает программа по географии.
Анализ опыта работы школы показал, что внеурочное чтение по географии не находит большого распространения, оно носит часто стихийный характер и не контролируется учителем. Однако современная программа по географии обязывает учителя знакомить учащихся с различного вида литературой, это дает возможность поднять роль внеурочного чтения по географии .
Чтобы организовать в школе внеурочное чтение географической литературы, нужно учащихся знакомить, прежде всего, на уроках с интересными книгами, а также с новинками географической литературы. В кабинете географии уместно оформить стенд «Прочти эти книги», на котором указаны необходимые данные о рекомендуемых книгах: кто автор, чему посвящено содержание книги, чем интересна и увлекательна данная книга. При этом необходимо учитывать возраст учащихся. Далее учителю географии необходимо связаться со школьной библиотекой и выяснить, какие детские книги географического содержания в ней имеются. Полезно в библиотеке создать тематический стенд с книгами по географии. Списки и аннотации рекомендуемой литературы можно помещать и в стенной печати.
В настоящее время многие кабинеты географии имеют собственные библиотеки географической литературы, не мало важную роль играют мультимедиа учебники и Интернет, которые создают не ограниченные возможности использования и хранения информации о книжных новинках в области географии. Кроме книг, в кабинете географии необходимо иметь журналы «Вокруг света», «География в школе», еженедельник «Аргументы и факты» и т.д.
Чтобы эффективно проводить работы по внеурочному чтению, в начале учебного года целесообразно организовать изучение читательских интересов учащихся. Для этого среди школьников проводят анкетирование.
Информация о ообразовании:
Основные задачи психологав школе
Осн зад псих-га в школе явл псих-ое обес-ие пед-ой деят-ти. Необ-мо выд-ть 2 страт-ии псих-ой деят-ти в школе: ПК и проектирование. Проек-ие предпол-т прогнз-е будующей сит-ии на основе знания её псих-го содер-ия. Кон-е- решение конк-х задач в уже слож-ся сит-ии, помощь в адаптации к ней. Спец-ка р ...
Использование современных информационных технологий
в обучении иностранных языков
В последнее время все чаще поднимается проблема использования современных информационных технологий в обучении иностранных языков в средней школе. Возможность применения новых технологий в обучении существенно расширились, компьютеры перестали восприниматься в качестве "умной" печатной ма ...
Роль задачи в начальном курсе
математики
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий непременно и ...