Определенную специфику имеет организация и методика текущего инструктирования учащихся на уроках, когда учащиеся выполняют упражнения и самостоятельные работы с применением документации письменного инструктирования – инструкционных инструкционно-технологических и технологических карт. Теперь, когда у ученика возникают вопросы или затруднения по ходу выполнения учебно-производственных работ, мастер предлагает ему самому во всём разобраться по карте и внести необходимые коррективы в свою работу. И только если и в этом случае учащийся находится в затруднении, приходит ему на помощь мастер.
Важно, чтобы мастер постоянно воспитывал у учащихся привычку работать с документацией письменного инструктирования. Наблюдая за работой учащихся, особенно при выполнении работ комплексного характера, контролируя их, мастер особое внимание должен обратить на чёткое соблюдение последовательности работы, рекомендуемой в технологической карте. Естественно, не следует всех учащихся "жестко привязывать" к карте, принцип индивидуальности справедлив и здесь. Больше того, следует поощрять и приветствовать стремление учащихся к самостоятельности, к внесению в предложенные карты уточнений и изменений, отражающих реальные условия выполнения учебно-производственных работ, их самостоятельные поиски совершенствования технологии. На более поздних этапах обучения, когда у учащихся уже накоплен определённый опыт работы по предложенным мастером инструкционно-технологическим и технологическим картам, следует привлекать учащихся к самостоятельному составлении технологических карт вначале на простые, а затем более сложные работы. Это способствует развитию у учащихся необходимого квалифицированному рабочему умения самостоятельно планировать свой труд.
Важнейшей составной частью текущего инструктирования является контроль учебно-производственной деятельности учащихся на уроке. При правильной организации учебного процесса фактически стираются грани между текущим инструктированием и контролем, контроль превращается в органическую составную часть текущего инструктирования.
Контроль деятельности учащихся мастер осуществляет двумя основными методами: путём проверки хода и результатов выполнения учебно-производственных работ и путём текущих наблюдений за учащимися в процессе их работы.
Текущие наблюдения за работой учащихся проводятся на протяжении всего урока. По их результатам у мастера постепенно накапливаются о каждом учащемся данные, характеризующие его достижения и упущения, достоинства и недостатки.
Результатом проверки выполненной работы является заключение о её качестве, т.е. соответствии техническим требованиям, а также о производительности труда учащегося.
Большое значение имеет правильная организация текущего контроля хода работы учащихся. Контроль результатов работы не следует откладывать до её полного окончания, необходимо широко практиковать межоперационный контроль, особенно при выполнении учащимися работ комплексного характера. Зная наиболее ответственные технологические переходы, мастер обязательно проверяет у каждого учащегося промежуточные результаты работы на этих переходах.
Важно также рационально организовать и правильно проводить итоговый контроль работы учащихся. Проверяя и оценивая работу, мастер должен всегда стремиться максимально активизировать мышление, сообразительность учащихся, чтобы они сами учились определять соответствие работы техническим требованиям, умели сами находить допущенные ошибки, определять их причины, способы устранения и предупреждения. Путём правильно поставленных вопросов мастер должен определить, насколько сознательно выполнялась работа, как при этом использовалась учебно-техническая документация, насколько правильно учащиеся применяли контрольно-измерительные инструменты, приспособления. Такая методика итогового контроля постоянно приучает учащихся проводить подобный самоанализ, самоконтроль в процессе работы, повышает степень сознательности и самостоятельности при этом.
Информация о ообразовании:
Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного
обеспечения
Одним из важных аспектов является охрана интеллектуальной собственности. Правовая охрана программ для компьютера и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, который вступил в силу в 19 ...
Методы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. О ...
Педагогические идеи в эпоху Реформации
возрождение реформация образование школа В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взгл ...