Текущее инструктирование учащихся мастером проводится как правило индивидуально. Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся. Суть их в том, что при каждом обходе рабочих мест мастер ставит перед собой определённую цель инструктирования. При каждом обходе рабочих мест мастер следит за работой всех учащихся, даёт им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе и т.п., независимо от основной цели обхода. Но у каждого учащегося он обязательно проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация обучающей деятельности мастера обеспечивает ему возможность дойти до каждого ученика, что невозможно, если наблюдать за учащимися вообще, в целом. Количество таких обходов, их конкретные цели зависят от содержания выполняемых работ, организации учебно-производственного процесса, периода обучения, особенностей учебной группы, опыта мастера. Обычно во время целевых обходов мастер проверяет, все ли учащиеся своевременно приступили к работе; как организованы их рабочие места, правильно ли применяются приёмы и способы работы, каково качество выполнения работы на определенном её этапе (межоперационный контроль); какие приёмы и способы самоконтроля применяют учащиеся, правильно ли они пользуются учебно-технической и инструкционной документацией, соблюдены ли правила организации и безопасности труда и т.п. Наряду с обходами подобного характера мастер осуществляет обходы с целью предупреждения и устранения типичных ошибок, которые учащиеся обычно допускают при выполнении конкретных работ.
Текущее инструктирование учащихся мастер осуществляет, применяя такие методические приёмы:
- активное вмешательство в ход работы учащегося в тех случаях, когда его действия могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях грубого нарушения правил безопасности труда;
- разъяснения, указания, замечания, советы для корректировки действий учащихся и побуждения их к самостоятельным действиям;
- требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, самостоятельности, настойчивости, ответственности, бережливости и т.п.
Конкретные ситуации, складывающиеся в процессе работы учащихся, могут быть самыми разнообразными, поэтому невозможно дать советы по организации и методике текущей деятельности мастера на любой случай. Вместе с тем, мастеру полезно знать и применять в своей работе следующие правила индивидуального текущего инструктирования учащихся:
- всегда четко определять цель деятельности учащихся (упражнений, самостоятельной работы), добиваться осознания ее учащимися;
- вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;
- постоянно развивать у учащихся способности самостоятельно анализировать свой труд, находить ошибки, их причини, способы устранения и предупреждения;
- побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;
- не вмешиваться без крайней необходимости в работу учащихся;
- не давать учащимся готовых указаний, как исправить ошибку, добиваться, чтобы они сами поняли, осознали её, нашли способ исправления;
- помощь учимся оказывать своевременно, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок;
Информация о ообразовании:
Значение познавательного интереса в обучении
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных пут ...
Динамика развития умения рассказывать у детей старшего
дошкольного возраста
После проведения работы по формированию умения рассказывать с использованием моделирования, уровень полученных знаний был проверен в ходе контрольного эксперимента, проведенного в старшей группе Д/С № 224, в составе 10 человек. Цель: определить уровень развития основных речевых умений. Для осуществ ...
Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД
школьника
Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований. Так, Е. ...