Текущее инструктирование учащихся мастером проводится как правило индивидуально. Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся. Суть их в том, что при каждом обходе рабочих мест мастер ставит перед собой определённую цель инструктирования. При каждом обходе рабочих мест мастер следит за работой всех учащихся, даёт им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе и т.п., независимо от основной цели обхода. Но у каждого учащегося он обязательно проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация обучающей деятельности мастера обеспечивает ему возможность дойти до каждого ученика, что невозможно, если наблюдать за учащимися вообще, в целом. Количество таких обходов, их конкретные цели зависят от содержания выполняемых работ, организации учебно-производственного процесса, периода обучения, особенностей учебной группы, опыта мастера. Обычно во время целевых обходов мастер проверяет, все ли учащиеся своевременно приступили к работе; как организованы их рабочие места, правильно ли применяются приёмы и способы работы, каково качество выполнения работы на определенном её этапе (межоперационный контроль); какие приёмы и способы самоконтроля применяют учащиеся, правильно ли они пользуются учебно-технической и инструкционной документацией, соблюдены ли правила организации и безопасности труда и т.п. Наряду с обходами подобного характера мастер осуществляет обходы с целью предупреждения и устранения типичных ошибок, которые учащиеся обычно допускают при выполнении конкретных работ.
Текущее инструктирование учащихся мастер осуществляет, применяя такие методические приёмы:
- активное вмешательство в ход работы учащегося в тех случаях, когда его действия могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях грубого нарушения правил безопасности труда;
- разъяснения, указания, замечания, советы для корректировки действий учащихся и побуждения их к самостоятельным действиям;
- требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, самостоятельности, настойчивости, ответственности, бережливости и т.п.
Конкретные ситуации, складывающиеся в процессе работы учащихся, могут быть самыми разнообразными, поэтому невозможно дать советы по организации и методике текущей деятельности мастера на любой случай. Вместе с тем, мастеру полезно знать и применять в своей работе следующие правила индивидуального текущего инструктирования учащихся:
- всегда четко определять цель деятельности учащихся (упражнений, самостоятельной работы), добиваться осознания ее учащимися;
- вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;
- постоянно развивать у учащихся способности самостоятельно анализировать свой труд, находить ошибки, их причини, способы устранения и предупреждения;
- побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;
- не вмешиваться без крайней необходимости в работу учащихся;
- не давать учащимся готовых указаний, как исправить ошибку, добиваться, чтобы они сами поняли, осознали её, нашли способ исправления;
- помощь учимся оказывать своевременно, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок;
Информация о ообразовании:
Интерактивная сторона общения
Общение как взаимодействие людей, приспособление ч-ка к ч-ку в совместной учебе, работе, на отдыхе. Это не просто обмен инф-ей, а совместная дея-ть направленная на реализацию целей взаимовлияния др. на др-а. результат такого общения изменение поведения и дея-ти др-х людей. Совместная дея-ть людей п ...
Исторические аспекты становления социальной информатики
В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки ...
А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного
воздействия на детей
Макаренко Антон Семенович, – выдающийся советский педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 г., Белополье, ныне Сумской области, – умер 1.4.1939 г., Москва. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он око ...