Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Страница 1

Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практикоориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата. Термин "технология" появился в технических дисциплинах и обозначал совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Но уже с середины 1960-х годов наблюдается массовое внедрение технологий в педагогический процесс. Изначально технологический процесс в образовании имел место применительно к обучению, позже в середине 1980-х годов этот термин распространился и на технологии воспитания. В настоящее время нет единого подхода к определению понятия "педагогическая технология", поэтому приведём несколько:

1) Процессуальный - способ построения педагогического процесса в определённой последовательности действий, позволяющих получить предполагаемый результат с наименьшими затратами.

2) Инструментальный - совокупность методов, приёмов, средств обучения и воспитания.

3) Личностный - компонент педагогического мастерства учителя: умение спроектировать и осуществлять педагогический процесс как определённую последовательность действий.

4) Системный - целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

5) Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачёв).

6) Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

7) Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся (Монахов).

8) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

9) Целевое применение системы педагогических средств, направленное и однозначно определяющие получение заданных характеристик некоторого педагогического феномена (Н.В. Акинфиева).

Реабилитационная (т.е. восстанавливающая) функция нетрадиционной воспитательной деятельности известна давно, последняя, как считают, обеспечивает системность и комплексность различных реабилитационных мероприятий. Реабилитация средствами воспитания способствует расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья. Участие в творческой, театрально-концертной деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою "нишу" в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений. Далее мы подробно рассмотрим отдельные воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, основанные на терапии различными видами искусства. Во введении уже отмечалось, что единого понятийного аппарата по данному вопросу еще не разработано в отечественной науке. Термин нетрадиционные воспитательные технологии использует в своей работе Казакова. Именное ее терминологию мы и будем использовать в нашей работе. Многие другие специалисты, в том числе и Таранова, используют понятия "арттерапия" и "артпедагогика" для находящихся в неразрывной связи технологий лечения, воспитания и адаптации детей в социуме, связанная с занятиями творчеством, в частности его наиболее доступным видом - изобразительным искусством. "Арттерапия" по Казаковой - это "изотерапия" по Тарановой. На наш взгляд, в данном случае понятийная проблематика, по сути вторична - творческий подход и потенциал наставников детей позволяет им применять различную терминологию, и при этом быть понятными детям и друг другу. И хотя под арттерапией (арт-терапией) большинство специалистов понимают сегодня терапию искусством, взяв за основу классификацию Казаковой, мы во избежании путаницы будем использовать первый термин для обозначения терапии изобразительным искусством, а второй - для обобщающего понятия терапии творчеством.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). За рубежом библиотерапия нашла применение в различных сферах общественной жизни, в большей степени в здравоохранении, являясь равноправной частью лечебного процесса. Согласно опр ...

Характерные особенности и структура занятий
Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности ...

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru