1) Арт-терапия (см. табл. 1.3) - одна из наиболее распространенных реабилитационных технологий, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и др. Часто применяется в сочетании с другими воспитательными технологиями (в частности рекомендуется - с музыкотерапией).
Таблица 1.3 Арт-терапия
Вид деятельности |
Художественно-творческая, прикладная, изобразительная |
Форма деятельности |
Индивидуальная, групповая |
Реабилитационная направленность |
Развитие тонкой моторики, возможностей частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо-эмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления |
Преобладающие методы |
Разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра, поощрение |
Уровень применения |
Универсальный, предметный, локальный |
Характер деятельности |
Творчество, познание, образное мышление, фантазия |
Режим, условия |
Время проведения - по самочувствию, желанию. Периодичность - график занятий, желание произвольно. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения - наиболее подходящее помещение, открытая местность. |
Используемый инвентарь |
Кисти, мольберт, краски, музыкальные записи, предметы для эскизов, бумага, художественный наглядный материал |
Элементы инноваций |
Сочетание с другими социокультурными технологиями, применение изопродуктов в культурном досуге, мероприятиях, акциях |
Базовый ресурсодержатель |
Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Социальные формирования: семья, неформальные объединения |
Возрастные границы |
Для всех возрастных групп (начиная с 1,5-2 лет). |
Характер нарушений |
Для всех типов нарушений |
Таким образом, в результате арт-терапии:
- развиваются коммуникативные навыки детей с помощью элементов рисования и музыки: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными.
- стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.
- более устойчивым становится внимание.
- значительно улучшается работоспособность детей.
- развивается мелкая моторика руки.
- развивается творческое, образное мышление.
- дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.
2) Глинотерапия (см. табл. 1.4) - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.
Таблица 1.4 Глинотерапия
Вид деятельности |
Манипуляции с пластическими материалами (разминание, лепка, размазывание по рабочему полю, фантазирование образов и сюжетов |
Форма деятельности |
Индивидуальная, групповая |
Реабилитационная направленность |
Развитие психических сенсорных функций, тренинг моторных функций, снятие "зажимов", расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, профориентация, апробирование социальных ролей |
Преобладающие методы |
Диалог, показ, повтор, рассказ, пример, разъяснение |
Уровень применения |
Универсальный, предметный, локальный |
Характер деятельности |
Активность, творчество, общение, соотнесение с жизнедеятельностью |
Режим, условия |
Время проведения - произвольное, либо по графику работы кружка. Периодичность произвольная или по медицинским показаниям. Продолжительность по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения - удобное для работы помещение. |
Используемый инвентарь |
Пластический материал, необходимые для работы инструменты, краски, объемные формы, литература по теме. |
Элементы инноваций |
Проективность, соотнесение с жизненными ситуациями, снятие "зажимов", средство общения |
Базовый ресурсодержатель |
Учреждения и организации (государственные и общественные): образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные краткосрочные группы. |
Возрастные границы |
Для всех возрастных групп (начиная с 2-х лет) |
Характер нарушений |
Для всех типов нарушений |
Информация о ообразовании:
Поурочное планирование
№ урока Название темы Кол-во часов Дата провед. Прим. 8 класс I Векторы 1 Понятие вектора. 1 2 Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Обучающая самостоятельная работа (12-15 мин.) 1 3 Сумма двух векторов. Правило треугольника 1 4 Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. ...
Взаимодействие доу с
неполными семьями в современных социально-экономических условиях
Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, возникла ситуация сокращения сети ДОУ, уменьшения бюджетного финансирования на их развитие. С друго ...
Диагностика уровня речевых умений у детей старшего
дошкольного возраста
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию, кратко остановимся на общей характеристике особенностей нашей предстоявшей работы. Диагностируя уровень речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тестирование, эксперимент, а также анализ продуктов де ...