Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Страница 7

Итак, мы проанализировали несколько программ по обучению дошкольников рассказыванию, не во всех программах четко прописаны основные речевые умения, которыми будет владеть ребенок по окончанию обучения.

Критериями развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста являются: связность, последовательность, логичность. Показатель связности речи - использование языковых средств связи; показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «скл53адывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают следующие виды речевых умений:

1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;

2. Умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении;

3. Умение излагать свои мысли в устной речи;

4. Умение читать, то есть понимать речь в ее графическом изображении.

5. Умение рассказывать по образцу педагога.

6. Умение устанавливать связи, не допускать синтаксические ошибки.

7. Умение, последовательно рассказывать сюжет;

8. Умение самостоятельно придумывать рассказ.

Ребенок 5 – 6 лет должен уметь рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, связанных живо, не отклоняясь от заданной темы, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий; пользоваться точными названиями качеств и действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Уникальна методика Э.П. Коротковой, ее особенность в том, что обучение рассказыванию, она рекомендует проводить по готовым сюжетам Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Таким образом, в ходе анализа программ по обучению рассказыванию, мы пришли к выводу о том, что занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой), на других - составляют рассказы на темы из личного опыта (то есть, на материале образов памяти), на третьих - придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения. Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями. Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и др. При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей. Методика применения различных приемов и самый выбор их претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Методы выявления и диагностики одаренности
Для того чтобы проявления одаренности соответствовали высокому уровню, необходима система поэтапной психолого-педагогической работы. При этом, необходимо учитывать влияние таких важных факторов среды, как семейные отношения и особенности семейного воспитания школьника. Факторы, оказывающие влияние ...

Анализ учебников по информатике
В проекте стандарта и обязательном минимуме по информатике содержание алгоритмической линии определяется через следующий перечень понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя; формальное исполнение алгоритмов; основные алгоритмические конструкции; вспом ...

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико- фонематической дислалией
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой , Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н.Ф, Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для данных упр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru