Также детям предлагалась жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Иван царевич на сером волке», «Три богатыря», «Аленушка» В. М.Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина и другие.
Дети с легкостью смогли увидеть особенности композиции картины, цветовую палитру, сумели выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины - почувствовали мастерство художника и его настроение.
Анализ картин проходил с использованием карточек – символов: вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина); символ, обозначающий место действия; символ, обозначающий время действия; карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины); действующие лица, изображенные на картине; действия героев картины; их одежда; настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра; символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина). Уникально прошла работа по обучению рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий. Основными этапа работы с картинкой были:
1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. («Кто, больше назовет живых предметов?», «Кто больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?»).
2. Нахождение связей между объектами на картинке.
3. Исследование картинки на полисенсорной основе.
4. Копилка образных сравнений. «Скажи, какой предмет? Что такое же?».
Придумывание метафор и сравнений по моделям (используются элементы ТРИЗ).
5. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.
6. Разные точки зрения. (см. описание в приложении 6)
При этом метод наглядного моделирования способствует:
Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Проведя анкетирование, мы пришли к тому, что многие родители не знают о методе моделирования, применении этого метода при обучении детей рассказыванию. Мы провели родительское собрание по данной теме. Выставили в уголке родителей консультацию «Приемы обучения рассказыванию» (см. приложение 3) Такая форма работы, как родительское собрание позволило решить целый комплекс задач:
- осуществлять педагогическое просвещение родителей по использованию метода моделирования в рассказывании текста детьми;
- реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;
- транслировать лучший опыт обучения в семье;
- оказывать родителями помощь при создании наглядности, дидактических игр, иллюстраций, театров.
По данной теме проводили с родителями индивидуальные и групповые консультации, использовали наглядную агитацию, проводили открытые мероприятия, дни открытых дверей, изготавливали наглядные пособия. В групповом родительском уголке на стенде помещали материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми с использованием моделирования (папка «Как рассказывают наши дети?»).
Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Но родители заинтересовались этой проблемой и стали помогать в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр. Кроме того, чтение стало царить во многих семьях. Родители вместе с детьми постоянно рассматривали иллюстрации, беседовали об их содержании, затем предлагали не одну иллюстрацию, а несколько (абстрактные, комические, реалистические, схематические). Разнообразие моделей, схем помогло детям легче перейти от конкретного к абстрактному, развить логическое мышление, творческие способности.
Информация о ообразовании:
Решение задач на совместное движение
Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, реша ...
Нарушения лексической сочетаемости
Слова в языке не существуют изолированно, но объединяются в группы – системы разных объемов. Из всех систем, которые мы обнаруживаем в языке, лексическая система самая подвижная. Подобно другим уровням языка (фонетическому, словообразовательному, грамматическому) лексика представляет собой систему, ...
Краткая характеристика детей, принимавших участие в эксперименте
Около 48 – 50 % детей воспитывающихся в данном учреждении имеют легкую степень интеллектуальных нарушений. Об этом свидетельствуют документы личных дел. В детском доме воспитывается 56 человек. С согласия администрации детского дома для экспериментального исследования были взяты ученики 4-х классов ...