Латинское слово "фактор" означает "делающий, производящий", по сути – объект, изменяющий своими действиями собственные или (и) других объектов признаки.
Факторы – элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последствие стадии действия механизма.
Н.Ю. Бугримова выделяет факторы развития интереса как обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями и подразделяют их на три группы:
внутренние факторы – адекватность предлагаемых образовательных услуг структуре и содержанию образовательных потребностей: содержание, организация и технология образовательной деятельности, уровень квалификации педагогических кадров;
внешние – образовательный потенциал социальной среды: стимулы, исходящие от сферы труда: востребованность результатов образования, система льгот и поощрений;
личностные – уровень и устойчивость мотивации к учению обучаемых; готовность их к системной учебной деятельности, волевые качества.
Н.И. Конюхов относит к факторам позитивное отношение к обучению: социальную среду, деятельность, общение, обучение, активность самосознания – самовоспитание.
Следовательно, кроме объективных факторов возникновения позитивного отношения к обучению, можно говорить и о субъективных (особенности обучения, складывающиеся взаимоотношения, административные воздействия).
Б.Г. Ананьев, Г.И. Щукина выявили и разработали наиболее благоприятные условия формирования позитивного отношения к обучению учащихся. К ним относятся:
•использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности;
•применение методов активизации отдельной деятельности;
•создание на занятиях ситуаций, требующих более широких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже учащихся;
•самостоятельное чтение учащимися научной, методической, художественной литературы с ее последующим анализом на занятиях;
•привитие навыков самообразования;
•создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности.
Рассмотрим более подробно, как перечисленные условия влияют на процесс формирования позитивного отношения к обучению:
•встречи с лучшими профессионалами города и области;
•участие в конкурсах и олимпиадах;
•постановка проблемных вопросов при проведении занятий;
•проведение деловых игр.
Кроме того, как отмечает Л.Г. Семушина, И.Г. Ярошенко, интерес к процессу деятельности может возникать и развиваться не только в связи с интересами цели, но и результата. Так, не ожидая награды или какого-то материального поощрения, мы принимаемся решать кроссворд, потому что нам интересен процесс деятельности, нам доставляет удовольствие сам процесс поиска нужного слова в “словесной руде” нашего лексикона.
Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий позитивного отношения. Причинами могут быть:
•чувства: 1) личного участия, ответственности, чувство, что можно чего-то достичь; 2) познания, получения нового знания; 3) любопытства; 4) ощущения активности, энергии; 5) чувство, что ты нужен; 6) наслаждения чем-либо; 7) другие.
Информация о ообразовании:
Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности, уважения к воспитателям, осознанного стремления порадов ...
Диагностика уровня речевых умений у детей старшего
дошкольного возраста
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию, кратко остановимся на общей характеристике особенностей нашей предстоявшей работы. Диагностируя уровень речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тестирование, эксперимент, а также анализ продуктов де ...
Письменные источники информации
Письменные источники — это те, в которых педагогические факты зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы): учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие документы органов образования: прик ...