Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению

Статьи по педагогике » Формирование позитивного отношения у школьников к обучению » Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению

Страница 4

Латинское слово "фактор" означает "делающий, производящий", по сути – объект, изменяющий своими действиями собственные или (и) других объектов признаки.

Факторы – элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последствие стадии действия механизма.

Н.Ю. Бугримова выделяет факторы развития интереса как обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями и подразделяют их на три группы:

внутренние факторы – адекватность предлагаемых образовательных услуг структуре и содержанию образовательных потребностей: содержание, организация и технология образовательной деятельности, уровень квалификации педагогических кадров;

внешние – образовательный потенциал социальной среды: стимулы, исходящие от сферы труда: востребованность результатов образования, система льгот и поощрений;

личностные – уровень и устойчивость мотивации к учению обучаемых; готовность их к системной учебной деятельности, волевые качества.

Н.И. Конюхов относит к факторам позитивное отношение к обучению: социальную среду, деятельность, общение, обучение, активность самосознания – самовоспитание.

Следовательно, кроме объективных факторов возникновения позитивного отношения к обучению, можно говорить и о субъективных (особенности обучения, складывающиеся взаимоотношения, административные воздействия).

Б.Г. Ананьев, Г.И. Щукина выявили и разработали наиболее благоприятные условия формирования позитивного отношения к обучению учащихся. К ним относятся:

•использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности;

•применение методов активизации отдельной деятельности;

•создание на занятиях ситуаций, требующих более широких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже учащихся;

•самостоятельное чтение учащимися научной, методической, художественной литературы с ее последующим анализом на занятиях;

•привитие навыков самообразования;

•создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности.

Рассмотрим более подробно, как перечисленные условия влияют на процесс формирования позитивного отношения к обучению:

•встречи с лучшими профессионалами города и области;

•участие в конкурсах и олимпиадах;

•постановка проблемных вопросов при проведении занятий;

•проведение деловых игр.

Кроме того, как отмечает Л.Г. Семушина, И.Г. Ярошенко, интерес к процессу деятельности может возникать и развиваться не только в связи с интересами цели, но и результата. Так, не ожидая награды или какого-то материального поощрения, мы принимаемся решать кроссворд, потому что нам интересен процесс деятельности, нам доставляет удовольствие сам процесс поиска нужного слова в “словесной руде” нашего лексикона.

Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий позитивного отношения. Причинами могут быть:

•чувства: 1) личного участия, ответственности, чувство, что можно чего-то достичь; 2) познания, получения нового знания; 3) любопытства; 4) ощущения активности, энергии; 5) чувство, что ты нужен; 6) наслаждения чем-либо; 7) другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...

Особенности психического и физического состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая особенности морфофункционального развития, Ю. Змановский отмечает существенный рост детей 6-7 лет в росте и весе в настоящее время по сравнению с 70-ми годами 20 века: «Их общее физическое состояние становится более гармоничным в связи с изменениями пропорций тела: темпы роста туловища ...

Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов, проводимых по раз­ным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости де­тей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru