Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению

Статьи по педагогике » Формирование позитивного отношения у школьников к обучению » Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению

Страница 4

Латинское слово "фактор" означает "делающий, производящий", по сути – объект, изменяющий своими действиями собственные или (и) других объектов признаки.

Факторы – элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последствие стадии действия механизма.

Н.Ю. Бугримова выделяет факторы развития интереса как обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями и подразделяют их на три группы:

внутренние факторы – адекватность предлагаемых образовательных услуг структуре и содержанию образовательных потребностей: содержание, организация и технология образовательной деятельности, уровень квалификации педагогических кадров;

внешние – образовательный потенциал социальной среды: стимулы, исходящие от сферы труда: востребованность результатов образования, система льгот и поощрений;

личностные – уровень и устойчивость мотивации к учению обучаемых; готовность их к системной учебной деятельности, волевые качества.

Н.И. Конюхов относит к факторам позитивное отношение к обучению: социальную среду, деятельность, общение, обучение, активность самосознания – самовоспитание.

Следовательно, кроме объективных факторов возникновения позитивного отношения к обучению, можно говорить и о субъективных (особенности обучения, складывающиеся взаимоотношения, административные воздействия).

Б.Г. Ананьев, Г.И. Щукина выявили и разработали наиболее благоприятные условия формирования позитивного отношения к обучению учащихся. К ним относятся:

•использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности;

•применение методов активизации отдельной деятельности;

•создание на занятиях ситуаций, требующих более широких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже учащихся;

•самостоятельное чтение учащимися научной, методической, художественной литературы с ее последующим анализом на занятиях;

•привитие навыков самообразования;

•создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности.

Рассмотрим более подробно, как перечисленные условия влияют на процесс формирования позитивного отношения к обучению:

•встречи с лучшими профессионалами города и области;

•участие в конкурсах и олимпиадах;

•постановка проблемных вопросов при проведении занятий;

•проведение деловых игр.

Кроме того, как отмечает Л.Г. Семушина, И.Г. Ярошенко, интерес к процессу деятельности может возникать и развиваться не только в связи с интересами цели, но и результата. Так, не ожидая награды или какого-то материального поощрения, мы принимаемся решать кроссворд, потому что нам интересен процесс деятельности, нам доставляет удовольствие сам процесс поиска нужного слова в “словесной руде” нашего лексикона.

Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий позитивного отношения. Причинами могут быть:

•чувства: 1) личного участия, ответственности, чувство, что можно чего-то достичь; 2) познания, получения нового знания; 3) любопытства; 4) ощущения активности, энергии; 5) чувство, что ты нужен; 6) наслаждения чем-либо; 7) другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Пословицы и поговорки как средства народной педагогики
В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы и поговорки удовлетвор ...

Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, ...

Педагогические условия воспитания готовности детей к школе
Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника; Разработать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru