Обучение звуковой речи

Страница 2

а) вдыхания достаточного количества воздуха;

б) умения целесообразно распорядиться им;

в) правильного управления звукопроизводящими органами.

Глухих надо научить этому предварительными упражнениями. Последние заключаются:

1) в физических упражнениях;

2) в развитии внимания и подражательности;

3) в развитии звукопроизводящих органов.

1) При физических упражнениях обращается особое внимание на развитие свободного дыхания; вдыхание и выдыхание воздуха должны быть краткими и продолжительными; также полезно вдыхать и выдыхать с открытым ртом, что оказывает впоследствии большие услуги при вызывании звуков.

2) Развитию внимания и подражательности содействуют игры, при которых дети, не делая никаких отклонений, подражают тому, что делает учитель.

3) Самое важное, это - развитие движений различных звукопроизводящих органов: рта, языка; при чем учителем рекомендуется:

· открывание и закрывание рта при различной ширине;

· открывание и закрывание губ, втягивание и вытягивание их вперед и назад;

· движения языка вперед и назад при умеренно открытом рте;

· то же в различные стороны, вверх и вниз;

· язык высовывается настолько изо рта, чтобы захватить собой верхнюю губу, - потом нижнюю;

· рот открывается свободно, язык укладывается плашмя и остается в спокойном состоянии;

· челюсти должны свободно без всякого усилия, двигаться вперед и назад.

Наконец, необходимо развивать способность сосредоточить внимание путем зрения, для чего ученика заставляют при неподвижности головы:

1) поднимать и опускать глаза;

2) поворачивать их вправо и влево;

3) вращать их.

Большую услугу при подобных занятиях оказывает зеркало, перед которым учитель и ученик повторяют одни и те же движения, при чем учитель иногда пальцами содействует ученику в тех или других движениях органов речи.

Лишь после предварительной подготовки, учитель переходит к постановке звуков, при чем необходимо обратить внимание ученика, на сотрясения, ощущаемые в разных частях организма при произношении звуков, для чего заставляют ученика прикладывать при произношении звука руку то ко рту, то к груди, то к гортани, то даже ко лбу учителя. Прикладывая руку к носовому отверстию или к стенкам носа, он ощущает ток воздуха, проходящий через носовой канал. Наряду с усвоением букв идет и изучение письма их. Преподавание отдельных букв всегда должно следовать в определенном порядке, при чем начинают с некоторых согласных. Последние бывают или мгновенные, при которых органы рта плотно смыкаются и быстро раскрываются, или длительные, где части рта прикасаются очень близко друг к другу, но между ними остается узкая щель, пока продолжается звук. Начинают с мгновенных звуков (п, б, т, д, к, г, ч, ц) и переходят к длительным (ф, в, с, з, ш, ж, х, и, г). Так, напр., при букве п учитель плотно закрывает рот, но отнюдь не сжимает чересчур губ и быстро выпускает изо рта воздух, снова сомкнув губы.

Если ученику покажется мало ощущения дуновения на руке, то надо сдуть бумажку со стола. При произношении этой буквы ученик видит свободно сложенные губы и чувствует - теплое дыхание, воздух, выходящий сквозь губы. При букве ф ученик видит не только соответственное положение органов, но и чувствует холодную струю воздуха, проходящую через маленькую щель между верхними зубами и нижней губой. Наибольшее затруднение для глухонемых представляет постановка буквы и, при которой дрожание воздуха ощущается на краях зубов, в месте соединения верхних и нижних челюстей, на макушке головы, сбоку на шее. Учитель может дать почувствовать этот звук ученику, зажав между зубами один конец тонкой палочки, другой же конец ее вложив между зубами ученика; тогда, при произнесении звука, ученик может ощутить дрожание палочка вследствие напора воздуха. Некоторые учителя при этом звуке заставляют ученика держать руку на макушке головы, - прием, осуждаемый многими авторитетами.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методы педагогических исследований
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической деятельности, педаго ...

Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления. Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличи ...

Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях
Многие исследователи, ученые, педагоги-практики в контексте гуманистической педагогики в настоящее время ориентируются на идеи поддержки и сопровождения. Термин "педагогическая поддержка" используется широко и многозначно. Исследователь В.П. Бедерханова отмечает, что данный термин, в перв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru