Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от тог, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Задача школы – сформировать такое важное д. мышления св-во, как способность к обобщению у всех детей.
Воображение – это форма психического отражения состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение позволяет воссоздать представление без реального предмета, вызвать его в своей памяти. Физиологически процесс воображения представляет собой сложную деят-ть мозга. В процессе к-го происходит образование новых систем на основе ранее сформированных связей. Ученные считают, что воображение играет гораздо большую роль, чем думали раньше. Через воображение создаются болезни и психозы чел-ка и через воображение они могут излечиться. воображение может искажать восприятие реальности. Воображение может влиять на протекание физиологических процессов. Чел-к может заболеть (повышение давления, учащение пульса, температура), если представит какое-либо волнительное событие. Виды воображения: 1 Пассивное (непроизвольное) – это те образы к-ые возникают без специального усилия и намерения с нашей стороны (грезы, сновидения); 2 Активное (произвольное) – чел-к ставит перед собой цель представить что-то и усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. М.б. творческим и воссоздающим. 3. Репродуктивное (воссоздающее) создает образы того, что уже известно, но, что нами не было непосредственно воспринято. Воссоздает предмет по его описанию. 4. Продуктивное (творческое) – самостоятельное создание образов новых предметов. Особая форма продуктивного воображения – мечта.
Принцип создания творческих образов: 1. Агглютинация (склеивание) различных в повседневной жизни несоединимых качеств и частей (русалка, кентавр). 2. Акцентирование (заострение) – это подчеркивание каких либо отдельных признаков. Видом акцентирования яв-ся изменение пропорций отдельных сторон, уменьшение или увеличение предмета, т.е гиперболизация. 3. Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (орнамент). 4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детском возрасте. Сущ-ет большая зависимость м/у воображением и умом ч-а. Развитие воображения неразрывно связано с развитием лич-и в целом. Воображение м. тренировать и развивать. Развивается оно в той дея-ти, в к-ой нельзя обойтись без воображения. Без достаточно развитого воображения не м. успешно протекать учебная работа шк-ка. Читая произведения худ-ой культуры, реб-к мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная дея-ть. Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную дея-ть. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, тем больше он знает, тем продуктивней будет активность его воображения. Уч-лю надо знать не только, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.
Информация о ообразовании:
Методы изучения самооценки у
детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Для исследования уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха был сформирован комплекс методик, включающих в себя субъективные и объективные методы. Таким образом, были использованы следующие методы: 1) Метод тестовой диагностики – «С ...
Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей
дошкольного возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает важное место в системе Российского воспитания. Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в это время осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается баз ...
Формирование психологического климата детского коллектива
Организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений между членами группы и ценностных ориентаций, господствующих в ней. В современной психологии выделяются официальная и неофициальная стр ...