По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявляемых явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи, решающий должен разрешить проблему, найти искомое. И.И. Ильясов дает такую характеристику типовых, выводных и творческих задач: « . Задачи, которые приходится решать человеку, могут быть такими, что их можно решить путем простого воспоминания и применения знаний о способе их решения. В этом случае задача является типовой, стандартной . Если же формула решающему неизвестна, то задача приобретает уже другой характер. Сначала надо найти нужную формулу. Поиск может осуществляться либо путем выведения из каких-то других общих знаний, либо путем угадывания, пробами и ошибками и т.п. В первом случае задача является вводной, во втором - творческой…»
Рассмотрим теперь различные эвристические приемы, используемые при решении творческих задач. К эвристическим приемам мы относим приемы второго этапа решения творческих задач. Приемы 1-го и 3-го этапов достаточно стандартны и используются в обучении с первых уроков в первом классе. Заметим также, что творческие задачи встречаются во многих сборниках как учебного, так и развлекательного плана. Мы в своей работе смещаем акцент на характеристику эвристических приемов, используемых при решении творческих задач.
Система творческих задач, нацеленная на формирование приёмов эвристической деятельности учащихся 5-6 классов, представляет собой пять групп задач. Каждая группа включает серию задач, направленную на формирование определённого эвристического приёма. В каждой последующей группе возможно использование приёмов, введённых в предыдущих группах.
I группа - задачи на формирование эвристического приёма выдвижения гипотез.
II группа - задачи на формирование эвристического приёма моделирования с помощью прямой, таблиц или графов.
III группа - задачи на формирование эвристического приёма конкретизации условия.
IV группа - задачи на формирование эвристического приёма переструктурирования условия задачи.
V группа - задачи на формирование эвристического приёма разбиения задачи на части.
Группы задач вводятся последовательно, таким образом, последовательно происходит знакомство с различными эвристическими приёмами. Причем в задачах последующей группы возможно применение приёмов, освоенных в предыдущих группах.
Приемы работы с гипотезами (выдвижения любых гипотез, их проверка, анализ).
Этот прием подробно исследовался в работах П.Я. Гальперина и В.Л. Даниловой . «Его особенность составляли «бухгалтерия догадок» и систематическая их проверка; каждая догадка немедленно записывалась, потом все они проверялись, строго по очереди, и не только по результату, но и по источнику и по общему значению в системе условий». Обычно, решая задачу на смекалку, учащиеся беспорядочно высказывают гипотезы, тут же бегло их проверяют, часто не доведя проверку до конца перескакивают с одной гипотезы на другую, многократно возвращаются к уже предложенным, проверенным и отвергнутым гипотезам. Прием фиксации и последовательной проверки любых, даже самых невероятных гипотез, воспитывает систематичность мышления и, вместе с тем, повышает эффективность поискового процесса. Кроме того, следует заметить, что иногда гипотезы, возникающие сразу уже в ходе анализа являются несостоятельными, а «случайные идеи», кажущиеся абсурдными, могут оказаться правильными или полезными. Рассмотрим реализацию этого приема на примере конкретной задачи.
Информация о ообразовании:
Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме ...
Лечение и профилактика глухонемоты
Поскольку поражение слуха при глухонемоте является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или завершенных патологических процессов, сопровождающихся гибелью его нервных элементов, лечение глухонемоты малоэффективно. При текущем патологическом процессе в органе слуха проводя ...
Подготовка и проведение
экскурсий по математике
Трудности. Первая реакция на предложение провести математическую экскурсию вызывает замешательство, недоумение и растерянность даже у опытных учителей. В учебниках по методике преподавания математики нет подобных рекомендаций. Такого собственного опыта у учителей тоже нет. Они готовы провести одну ...