1. Прием моделирования на полупрямой.
Если в задаче имеется множество объектов и требуется установить взаимоотношение между элементами этого множества (например, временной зависимости), то задачу можно решать на полупрямой.
Задача. На вечеринку собрались четверо друзей: Аня, Вика, Миша и Коля. Коля пришел раньше Ани, но не был первым. Определите в какой последовательности друзья приходили к месту встречи, если Вика пришла последней.
Решение. Построим модель описанной ситуации, считая обычный луч «линией времени». Друзья, пришедшие на вечеринку, обозначатся точками с соответствуюшими буквами. Условимся пришедшего на вечеринку раньше обозначать на полупрямой (первой буквой его имени) левее, пришедшего позже - правее. По порядку каждое условие отмечаем на полупрямой (а- г)
Рис. 3
На рис. 3а показано, что Коля пришел раньше Ани. По рис. 3б мы видим, что кто-то из друзей опередил Колю, а следовательно, и Аню. Появление еще одной правой точки на рис. 3в передает условие «Вика была последней». Тогда придется сделать вывод, что Миша пришел раньше всех. Последовательность явки друзей к месту встречи видна на рис. 3г.
Если в задаче можно выделить два или несколько различных множеств и в процессе решения необходимо установить соответствие между элементами этих множеств, то при решении задачи можно использовать прием моделирования с помощью таблиц. Поле таблицы представляет собой декартово произведение этих множеств. Количество входов в таблицу определяется количеством выделенных в задаче множеств.
Задача. В одном из московских вузов на разных курсах учатся четыре студента. Определить фамилию, имя, курс, на котором учится каждый студент, если известно, что:
1) Борис прошлую летнюю сессию сдал на отлично;
2) Василий должен был летом ехать на практику в Омск, а Иванов собирался поехать домой в Челябинск;
3) Николай был курсом старше Петра;
4) Борис и Орлов коренные москвичи;
5) Крылов в прошлом учебном году окончил школу и поступил на тот же факультет, на котором учился Зуев;
6) Борис иногда пользовался прошлогодними конспектами Василия.
Решение. Построение модели. В задаче можно выделить три множества: множество имен студентом, множество их фамилий и множество курсов. Таблица с четырьмя входами будет охватывать все возможные соотношения между именем и фамилией, между именем и курсом и между курсом и фамилией.
Если теперь, в соответствии с условием задачи, из таблицы вычеркивать заведомо невозможные пары элементов, можно прийти к решению задачи.
эвристический обучение математика школа
Фамилия |
Курс | ||||||||
3. |
Кр. |
Ив. |
Ор. |
I |
II |
III |
IV | ||
Имя |
Б. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
В. |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ | |
Н. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- | |
П. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | |
Курс |
I |
- |
+ |
- |
- | ||||
II |
- |
- |
+ |
- | |||||
III |
+ |
- |
- |
- | |||||
IV |
- |
- |
- |
+ |
Информация о ообразовании:
Формы работы социального педагога по профориентации
В этом параграфе мы рассмотрим основные формы профориентационной работы. В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области на вечер, конку ...
Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной
деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки
Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели. Метод обучения является неотъемлемым и важным ...
Педагогический такт как компонент творчества учителя
педагогический такт гуманистический учитель Ещё А.С. Макаренко охарактеризовал педагогический акт, как творчество учителя. И как любое творчество отличается от монотонной и однообразной, ремесленной работы своей ситуативностью, алертностью в реагировании на непредсказуемые сложные обстоятельства, т ...