Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что речевые модели формируют у детей умения составлять рассказы при условии плановой систематической работы в этом направлении. Мы убедились, что, несмотря на сложности в восприятии детьми графических пиктограмм, мнемотаблиц, схем последние являются хорошим средством обучения детей рассказыванию и развитию речи.
Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
В результате анализа показателей выполнения данного задания, педагог делает вывод об уровне развития активной, связной речи.
Ребенку предъявляется картинка, которую педагог не видит, так как сидите спиной к малышу. Ребенок старается, как можно подробнее описать картинку, а педагог записываете все, что скажет ребенок. Очень важно, чтобы педагог действительно повернулась к ребенку спиной. Во время рассказа не надо торопить ребенка, поправлять его, задавать вопросов, подсказывать. Если ему трудно, подбодрите его, но при этом не подсказывайте, как начинать рассказ.
Речь педагога: Я повернусь к тебе спиной, а перед тобой положу картинку. Я ее не буду видеть. Расскажи мне как можно подробнее, что на ней нарисовано, опиши мне ее так, чтобы я тоже увидел эту картинку.
Оценка: Задача педагога заключается в том, чтобы дословно записать рассказ ребенка. После этого педагог может проанализировать рассказ по следующим параметрам: все ли персонажи картинки упомянуты в рассказе ребенка; насколько длинные и развернутые предложения строит ребенок, какие части речи ребенок использует чаще всего; получился сюжет или просто перечисление всего того, что ребенок увидел на картинке; насколько правильно предложение построено лексически, правильно ли согласованы слова в предложении, есть ли повторы слов.
Умение рассказывать, можно развивать. Важно, чтобы педагог действительно выражал неподдельный интерес к тому, что говорит ребенок, задавала ему наводящие вопросы, тем самым, помогая строить рассказ. Итак, вы оцениваете ребенка исходя из качественного анализа речи ребенка, который выявит ее слабые и сильные стороны.
Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине.
Низкий - ребенок затрудняется в составлении рассказов по картине, не пользуется планом, предложенным воспитателем, содержание рассказов не последовательно и не логично, т.е. нарушена структура повествования.
Средний - ребенок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов, предлога.
Высокий - ребенок строит рассказ в соответствии с пунктом плана, рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.
Диагностика № 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 - 5 картинок).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности:
1. рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2. допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;3. выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;
4. 0 баллов - отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:1.рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2. рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
3. наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
4. рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания:1. самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2. картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;3. раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;4. задание недоступно даже при наличии помощи.
Умения и навыки детей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок.
Низкий - ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого, повторяет рассказы других детей.
Информация о ообразовании:
Академическая система художественного образования в XVI - XII веках
В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования. XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становле ...
Методика преподавания технологии. Межличностные взаимоотношения
Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов учитель должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками. Вот некоторые из них. Л. Я ...
Система социального обслуживания и
современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с
проблемами развития
Стратегическим направлением государственной и региональной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению мер по комплексной реабилитации, которая согласно Закону "О социальной ...