Воспитательная цель направлена на воспитание у учащихся качеств личности, характеризующих современного человека: бережного отношения к инструментам и материалам; морального (исправление учащимися плохо выполненной работы, организация взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы и т. д.), эстетического (обеспечение эстетического действия информации, контроль за гармонией рабочих движений, красивое оформление рабочих мест и т. д.), физического (дозирование физических нагрузок учащихся, обеспечение их разнообразной работой, контроль за рабочей позой и движениями учащихся и т. д.) воспитания.
Развивающая цель предусматривает развитие речи учащихся (особенно при изучении новой терминологии), развитие двигательной сферы (при изучении технологических операций), развитие умений анализировать, сравнивать (во время выполнения лабораторно-практических работ), развитие самостоятельности (в процессе изготовления учащимися изделий).
Методы урока: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, инструктаж, упражнения, работа с учебными пособиями. На каждом занятии определяют 2-3 основных метода урока.
Объекты труда. В этом разделе перечисляются те объекты труда, которые будут изготовляться на этом занятии.
Учебно-материальное оснащение урока. В этом разделе перечисляются все инструменты, оборудование, приспособления, наглядные пособия и т.д., которые будут использованы на этом занятии.
І. Организационная часть. С целью экономии времени, информацию об отсутствующих учащихся мастеру предоставляет дежурный по группе, как в устной форме, так и в письменной.
ІІ. Вводный инструктаж проводится, как правило, в начале урока.
При проведении вводного инструктажа необходимо руководствоваться типовой его структурой предлагаемой выше.
Это общая, типичная, наиболее часто применяемая структура вводного инструктажа. В зависимости от специфики изучаемого материала, цели обучения, особенностей организации урока, опыта мастера структура инструктаж может изменяться, однако все перечисленные элементы в любом случае сохраняются в нём всегда.
Методику и организацию проведения вводного инструктажа рассмотрим применительно к перечисленным типовым структурным элементам.
1. Тему урока мастер обычно объявляет устно и записывает на доске. Очень важно правильно раскрыть учащимся цель урока, т.е. дать им целевую установку на урок. Целевая установка – это не просто информация учащихся о цели урока, записанной в плане, не столько сообщение, что должны сделать учащиеся, сколько разъяснение, для чего они будут это делать, чему научатся, какое значение имеет это для успешного овладения профессией. При выполнении работ комплексного характера важно также чётко показать учащимся производственную ценность их будущей работы, связь с трудом других учащихся училища, значение качественной работы. Всё это в значительной мере возбуждает интерес учащихся к работе, стремление качественно освоить приёмы и способы, настраивает на серьёзный, ответственный подход к выполнению задания.
Следует также подчеркнуть, что на уроке решаются задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. Воспитание и развитие учащихся происходит в процессе их обучения, на каждом уроке, на каждом его этапе на основе и в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Мастер всегда должен чётко представлять себе, какие воспитательные и развивающие задачи, на каком материале урока, какими способами он будет осуществлять на данном уроке.
Информация о ообразовании:
Методы и средства воспитания в производственном обучении
Группы методов воспитания будущих рабочих: 1) Основной задачей методов организации коллектива являются профессиональная подготовка рабочих высокой квалификации. Дисциплина – исходный метод коллектива – обеспечивает формирование культуры взаимоотношения членов коллектива, полезных традиций и привыче ...
Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке
Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в раб ...
Основные признаки наличия у учащихся познавательного интереса
Выделяют три группы критериев (признаков) наличия у учащихся познавательного интереса : специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке ; особенности поведения и деятельности учащихся, возникающие под влиянием интереса ...