- постановка вопроса всей группе, а затем после небольшой паузы вызов для ответа определённого учащегося;
- предложение ответить на вопрос по желанию;
- вовлечение в беседу всех учащихся с учётом их сильных и слабых сторон;
- варьирование вопросов по сложности в зависимости от подготовленности различных учащихся;
- обращение к учащимся с предложением подумать, оценить ответ одногруппника, исправить ошибку в ответе, высказать своё мнение;
- поощрение вопросов учащихся друг к другу и к мастеру.
Для того, чтобы обеспечить высокую эффективность инструктирования учащихся, мастер должен быть убеждён, что учащиеся имеют необходимые знания, теоретическую и практическую базу для усвоения и углубления умений и навыков. Если таких знаний, такой базы у учащихся нет, процесс формирования умений и навыков будет механическим, неосознанным.
Если в результате опроса окажется, что знания большинства учащихся слабые, то в этом случае мастер сам должен кратко дать необходимые объяснения, добиться чёткого понимания и первичного усвоения их учащимися.
Кроме того, мастеру производственного обучения необходимо объяснить учащимся важность изучаемой операции для овладения ими основами мастерства в той или иной деятельности.
4. Одной из важнейших составных частей вводного инструктажа является объяснение и показ трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ – при изучении операций и разбор технологической последовательности и способов выполнения предстоящей работы – при выполнении работ комплексного характера. От методически правильного показа в значительной степени зависит успешность овладения учащимися основами профессии. Главная задача мастера на этом этапе вводного инструктирования – заложить в сознании учащихся прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений или самостоятельной работы.
При подготовке к показу трудовых приёмов и способов выполнения работ необходимо:
- проанализировать содержание материала предстоящего урока и выделить намечаемые для показа трудовые приёмы и способы выполнения работы;
- внимательно изучить инструкционные карты, раскрывающие содержание и правила выполнения приёмов и способов работы, намеченных к показу;
- наметить последовательность показа и зафиксировать его в плане урока;
- наметить и подготовить необходимые наглядные пособия и документы письменного инструктирования;
- продумать методические приёмы показа; расчленить намеченные к показу приёмы на элементы, выделить характерные моменты трудовых действий, которые будут показаны в замедленном темпе, с остановками, вычленить наиболее сложные трудовые действия и движения, на которые следует обратить особое внимание учащихся;
- подготовить и проверить в работе оборудование, инструменты, приспособления, контрольно-измерительные и другие средства, которые будут применяться при показе;
- поупражняться в выполнении показа приёмов и способов работы.
Показывать необходимо только те приёмы и способы работы, которые для учащихся являются новыми. Ранее изученные приёмы и способы, которые будут применяться в процессе упражнений, показывать нет необходимости, нужно только убедиться, что учащиеся умеют их выполнять и рассказать об особенностях их выполнения. Если для выполнения учебно-производственной работы требуется сравнительно немного времени, то в процессе инструктирования необходимо полностью выполнить работу от начала до конца, это самый результативный и рациональный способ объяснения технологии её выполнения. Если на выполнение работы требуется много времени, то показывать следует только наиболее сложные технологические переходы на полуобработанных деталях или изделиях, подготовленных заранее.
Информация о ообразовании:
Характеристики отношение взрослых для благоприятного развития
Среду, в которой растёт и развивается ребёнок, создают, конечно, взрослые. Её важнейшей составляющей является общение взрослого с ребёнком и складывающиеся при этом стереотипы их отношений. Ясно, что среда может быть разной из-за различий в отношениях между взрослыми и детьми. Психологи пришли к вы ...
Эстетическая подготовка, ее значение
Эстетическая подготовка – это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельно ...
Система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...