Показ трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ производят в такой последовательности:
– показ приёмов слитно, в нормальном темпе;
– показ приёмов в замедленном темпе, с остановками в характерных моментах, расчленение приёма на элементы и показ отдельных трудовых движений;
– снова показ приёмов слитно, в нормальном рабочем темпе.
Важно не только произвести показ в замедленном темпе, сделать где-то остановки, обратить внимание учащихся на положение рук, ног, пальцев, координацию движений и т.п. Успех показа зависит от умения мастера выбирать из всего многообразия трудовых движений те, которые обеспечивают эффективность выполнения приёмов а целом, умение так показать их, чтобы учащиеся поняли "секрет успеха", чтобы у них в зрительной памяти ярко запечатлелся образ выполнения приёма, которому они на первых порах будут подражать и с которым будут сравнивать свои первые попытки выполнить приём самостоятельно. Показывая приёмы и способы труда, мастер должен суметь мысленно поставить себя на место учащегося и посмотреть на себя его глазами, суметь понять, что для ученика трудно воспринять, и постараться это показать чётко, образно и доходчиво.
Эффективность показа приёмов и способов труда зависит от соблюдения ряда правил и условий. Основные из них сводятся н следующему:
– важно суметь убедить учащихся в практической значимости и важности изучаемых приёмов и способов, в необходимости качественного их усвоения для успешного освоения профессии, т.е. выработать у них положительную установку на качественное усвоение показываемого;
– необходимо обеспечить хорошую видимость показываемых приёмов (правильный выбор места показа, нормальная освещённость, правильное расположение учащихся по отношению к мастеру, а мастера по отношению к учащимся);
– демонстрацию приёмов следует сочетать с демонстрацией наглядных пособий, на которых изображён приём, а также с зарисовками на доске;
– следует широко практиковать попутный контроль усвоения учащимися показываемого, повторный показ трудных для усвоения приёмов, побуждать учащихся задавать вопросы мастеру, если им что-либо непонятно.
Большое значение для эффективности показа имеет правильное сочетание демонстрации и слова мастера. Нельзя показывать приёмы молча, но не следует и быть многословным, так как это отвлекает учащихся от восприятия показываемого. При помощи слова мастер должен объяснять задачи, сущность и значение изучаемых приёмов и способов работы; давать попутные пояснения, обращая внимание учащихся на наиболее существенное, на "невидимую" часть показа; побуждать учащихся к мысленному подражанию; подводить итоги показа.
Значительно облегчается показ и его усвоение учащимися, если у мастера на рабочем месте имеется инструкционная карта, раскрывающая наиболее рациональную последовательность трудовых действий и приёмов, содержащая необходимые инструктивные указания о правилах их выполнения. В таком случае мастер вначале зачитывает рекомендации, содержащиеся в инструкционной карте, а затем показывает соответствующие трудовые действия и приёмы. Эффективность проведения урока с применением инструкционных карт обусловливается тем, что учащиеся, имея такие карты на своих рабочих местах, в процессе упражнений могут в любой момент обратиться к инструктивным указаниям карты и продолжать правильно выполнять упражнения без помощи мастера. Применение инструкционных карт при изучении операций в значительной степени облегчает работу мастера, способствует повышению качества производственного обучения учащихся.
Информация о ообразовании:
Некоторые
педагогические особенности обучения математике в 5-6 классах
Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр процесса обучения ученика с его интересами и возможностями, требующая учёта особенностей его личности. Главными направлениями математического образования является усиление общекультурного звучания ...
Связь дошкольной педагогики с другими науками
Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие ( ...
Социальные
мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...