Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его проведения

Статьи по педагогике » Составление развёрнутого плана-конспекта урока производственного обучения » Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его проведения

Страница 3

2. Проверка пройденного материала. Увязка материала предстоящего урока со знаниями и производственным опытом учащихся – основа для сознательного выполнения ими упражнений и самостоятельной работы. Путём такой увязки в сознании учащихся "наводятся мостики" между тем, что они знают и умеют, и тем что им предстоит усвоить, чему научиться на уроке. Такая увязка обычно проводится путём опроса учащихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов (спец. технологии) и прошлых уроков производственного обучения. Здесь успех во многом зависит от правильного подбора и формулировки вопросов и самой процедуры опроса. Вопросы следует фиксировать в плане урока.

Цель опроса учащихся при проведении вводного инструктажа не в том, чтобы проверить знания учащихся (хотя это тоже важно), сколько в обеспечении способности применять эти знания на практике, увязать теорию и практику. Поэтому вопросы для такой увязки должны иметь сугубо практическую направленность. Например, при изучении разметки пространственной (слесарное дело) такими вопросами могут быть следующие:

– Что такое разметочная и установочная база? В чём их разница? Когда установочная база может быть разметочной?

– Заготовка совсем не обработана. Какую поверхность принимают за установочную базу?

– Что является разметочной базой у заготовки с цилиндрической частью?

При формулировке вопросов следует иметь в виду, что наиболее целесообразно ставить такие вопросы, для ответа на которые необходимо не только припоминание (репродуктивные), но и активное мышление учащихся (продуктивные). Такие вопросы обычно начинаются словами "Почему", "Объясните", "Сравните . и сделайте заключение", "Обоснуйте" и т.п. Конечно, удельный вес таких вопросов должен нарастать постепенно, по мере накопления учащимися опыта и знаний. Приведём несколько типичных примеров таких вопросов:

– Известно, что чем меньше угол заточки инструмента, тем он острее. Почему в этом случае зубило для рубки более твёрдого металла затачивают на больший угол, чем для рубки мягкого?

– Почему при правке прутка или полосы удары молотком наносят по выпуклым местам, а при правке листа – около выпуклости?

На уроках, где учащиеся будут выполнять работы комплексного характера, вопросы, побуждающие активную мыслительную деятельность учащихся, имеют особое значение, так как и содержание материала урока, и уровень подготовленности учащихся позволяют в большей степени активизировать мышление учащихся, чем при изучении операций. Здесь вопросы должны быть направлены на самостоятельное изучение учащимися чертежей, схем, технологических карт, технических требований, на разбор различных вариантов организации и технологии выполнения работ, выбор рациональных режимов, анализ типичных производственных ситуаций и действий учащихся в этих ситуациях и т.п.

Очень важно также ставить перед учащимися такие вопросы, которые требуют применения знаний, полученных на уроках общеобразовательных предметов, прежде всего физики, химии, математики, биологи: на обоснование физического смысла действия, процесса или явления; на объяснения химизма процесса; на выполнение расчётов и т.п. Это во многом способствует развитию интереса к глубокому изучению этих предметов, формированию у учащихся взаимосвязанной системы знаний, связи теории и практики.

3. На начальном этапе проведения вводного инструктажа важно активизировать мышление учащихся, внешне активизировать группу. Способы такой внешней активизации учащихся могут быть различными. Наиболее эффективны из них следующие:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению
а) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборуд ...

Система упражнений по обучению беспереводному пониманию читаемого
Мы можем выделить типы упражнений, стимулирующих активную самостоятельную работу учащегося в процессе обучения беспереводному чтению. Упражнения по совершенствованию техники чтения А. Упражнения, предваряющие работу над текстом. Б. Упражнения, проводимые после чтения текста. Цель упражнений предвар ...

Новая атмосфера школы
Начало школьного периода привносит в жизнь детей два на первый взгляд взаимно противоположных фактора. С одной стороны, школа даёт ребёнку больше свободы, предоставляет ему некоторую независимость, меняется отношение родителей – они меньше стесняют запретами и ограничениями. С другой стороны, дети ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru