2. Проверка пройденного материала. Увязка материала предстоящего урока со знаниями и производственным опытом учащихся – основа для сознательного выполнения ими упражнений и самостоятельной работы. Путём такой увязки в сознании учащихся "наводятся мостики" между тем, что они знают и умеют, и тем что им предстоит усвоить, чему научиться на уроке. Такая увязка обычно проводится путём опроса учащихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов (спец. технологии) и прошлых уроков производственного обучения. Здесь успех во многом зависит от правильного подбора и формулировки вопросов и самой процедуры опроса. Вопросы следует фиксировать в плане урока.
Цель опроса учащихся при проведении вводного инструктажа не в том, чтобы проверить знания учащихся (хотя это тоже важно), сколько в обеспечении способности применять эти знания на практике, увязать теорию и практику. Поэтому вопросы для такой увязки должны иметь сугубо практическую направленность. Например, при изучении разметки пространственной (слесарное дело) такими вопросами могут быть следующие:
– Что такое разметочная и установочная база? В чём их разница? Когда установочная база может быть разметочной?
– Заготовка совсем не обработана. Какую поверхность принимают за установочную базу?
– Что является разметочной базой у заготовки с цилиндрической частью?
При формулировке вопросов следует иметь в виду, что наиболее целесообразно ставить такие вопросы, для ответа на которые необходимо не только припоминание (репродуктивные), но и активное мышление учащихся (продуктивные). Такие вопросы обычно начинаются словами "Почему", "Объясните", "Сравните . и сделайте заключение", "Обоснуйте" и т.п. Конечно, удельный вес таких вопросов должен нарастать постепенно, по мере накопления учащимися опыта и знаний. Приведём несколько типичных примеров таких вопросов:
– Известно, что чем меньше угол заточки инструмента, тем он острее. Почему в этом случае зубило для рубки более твёрдого металла затачивают на больший угол, чем для рубки мягкого?
– Почему при правке прутка или полосы удары молотком наносят по выпуклым местам, а при правке листа – около выпуклости?
На уроках, где учащиеся будут выполнять работы комплексного характера, вопросы, побуждающие активную мыслительную деятельность учащихся, имеют особое значение, так как и содержание материала урока, и уровень подготовленности учащихся позволяют в большей степени активизировать мышление учащихся, чем при изучении операций. Здесь вопросы должны быть направлены на самостоятельное изучение учащимися чертежей, схем, технологических карт, технических требований, на разбор различных вариантов организации и технологии выполнения работ, выбор рациональных режимов, анализ типичных производственных ситуаций и действий учащихся в этих ситуациях и т.п.
Очень важно также ставить перед учащимися такие вопросы, которые требуют применения знаний, полученных на уроках общеобразовательных предметов, прежде всего физики, химии, математики, биологи: на обоснование физического смысла действия, процесса или явления; на объяснения химизма процесса; на выполнение расчётов и т.п. Это во многом способствует развитию интереса к глубокому изучению этих предметов, формированию у учащихся взаимосвязанной системы знаний, связи теории и практики.
3. На начальном этапе проведения вводного инструктажа важно активизировать мышление учащихся, внешне активизировать группу. Способы такой внешней активизации учащихся могут быть различными. Наиболее эффективны из них следующие:
Информация о ообразовании:
Анализ результатов логопедической работы
По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными. Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Особое внимание мы уделили навыкам словообразования и словоизменения Привед ...
Использование технических средств обучения на уроках
иностранного языка
В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (кинопроекционные аппараты, диапроекторы, кадропроекторы, кодоскопы, фильмоскопы) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может ...
Структура и способы
построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...