5. Оценить эффективность проведенных коррекционных психолого-педагогических мероприятий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
В первой главе «Психолого-педагогическое изучение проблемы самооценку детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха» проанализированы направления изучения самооценки в отечественной и зарубежной литературе, показаны особенности самооценки в дошкольном возрасте, рассмотрена клиника психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха и специфика формирования самооценки у детей данной категории.
Во второй главе «Изучение влияния игры-драматизации на коррекцию самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха» рассмотрена общая характеристика игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, игра-драматизация, как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха и ее роль в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
В третьей главе «Практическое изучение формирования самооценки у старших дошкольников с нарушением слуха посредством игры-драматизации» дается описание базы, листов и организации исследования; содержится анализ полученных результатов об уровне сформированности самооценки детей 5-7 лет с нарушением слуха; дается описание организации и проведение коррекционной работы по формированию адекватной самооценки посредством игры-драматизации у детей с нарушением слуха.
В результате проведенного исследования сформированы следующие выводы:
1. Такие глубокие нарушения слуха, как наследственная глухота и нейросенсорная тугоухость III-IV степени, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая самооценку. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и в воспитательных учреждениях.
2. Наиболее интенсивно адекватная самооценка формируется в определенном типе игровой деятельности детей. Трудности формирования адекватной самооценки являются предметом коррекционного воздействия игр-драматизаций.
3. Игровая деятельность дошкольников с нарушениями слуха, организуемая и контролируемая взрослым, представляет собой тонкий процесс непосредственного контактирования, направленного на эффективное решение задач развития самооценки детей.
4. Игра-драматизация является наиболее гибким инструментом формирования адекватной самооценки, так как всегда существуют, как минимум, несколько вариантов решения проблемы, а выбор приводит к образованию индивидуального опыта каждого ребенка.
5. Проведенные коррекционно-психолого-педагогические мероприятия в работе с дошкольниками с нарушениями слуха, направленные на формирование адекватной самооценки можно оценить как высокоэффективные.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута; гипотеза доказана: при систематизированном целенаправленном использовании в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха процесс становления их адекватной самооценки оптимизируется.
Таблица
Самооценка, X |
Уровень притязаний, Y | |||
Даша Миша Витя Костя Тема Саша Кирилл |
46 (14) 54,7 (4) 56,4 (3) 49 (11) 53,46 (5) 54,34 (6) 49 (10) |
14 4 3 10,5 5 6 10,5 |
40 (9) 60 (5) 40 (10) 60 (6) 60 (7) 40 (11) 40 (12) |
10,57 6 10,5 6 6 10,5 10,5 |
Ерасен Макс Раина Настя Даша Рита Диана |
47,76 (12) 52,86 (7) 47,76 (13) 51,9 (8) 60,64 (1) 58 (2) 50,65 (9) |
12,5 7 12,5 8 1 2 9 |
35 (13) 50 (8) 65 (1) 35 (14) 65 (2) 65 (3) 65 (4) |
13,5 8 2,5 13,5 2,5 2,5 2,5 |
Информация о ообразовании:
Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях и ...
Диагностика уровня речевых умений у детей старшего
дошкольного возраста
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию, кратко остановимся на общей характеристике особенностей нашей предстоявшей работы. Диагностируя уровень речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тестирование, эксперимент, а также анализ продуктов де ...
Понятие о психологическом климате
Психологический климат – объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географи ...