Полученные данные оформлены в графики динамики формирования самооценки, (на констатирующем и контрольном этапе исследования) у экспериментальной группы (рис. 3) и контрольной (рис. 4), которые приведены в приложении VII и VIII.
Анализ полученных данных показывает, что у детей контрольной группы произошли незначительные изменения результатов: 1 ребёнок остался несформированным уровнем самооценки, у 3 детей результаты повысились от низкого и несформированного уровня до среднего, у 1 ребёнка со среднего уровня результаты упали до несформированного, а 2 так и остались на низком уровне развития самооценки. Это так же отражается в рисунках детей по методике «Человек» и отражается в экспертной оценке воспитателя группы и учителя-дефектолога. Которые утверждают, что «представление о себе и оценивание себя» у детей изменилось в ходе интенсивной подготовки к школе. Дети с лучшими способностями и результатами выполнения заданий стали адекватнее оценивать свои возможности, а дети с низким уровнем мотивации к школе и выполнением заданий замкнулись в себе ещё больше, поэтому их самооценка осталась на таком же низком уровне, но результаты даже понизились.
В экспериментальной же группе произошли заметные изменения: 4 ребёнка с несформированным и низким уровнем самооценки на констатирующем этапе достигли к концу эксперимента среднего уровня; 1 - от несформированного уровня перешел к завышенной самооценке, что тоже соответствует возрастной норме; 1 девочка стала более адекватно оценивать свои возможности, оставшись на том же среднем уровне, и 1 мальчик с низкого уровня перешёл на несформированный. Т.е. при дальнейшей работе, его самооценка, возможно, оптимизируется. Динамика самооценки видна и в рисунках «Человек»: дети стали в большинстве рисовать «себя» посередине листа, располагая рисунок на весь лист. Эмоциональное благополучие проявляется в количестве ярких красок и соответствии их реальным (например, волосы не красные, а черные, коричневые и желтые и т.п.). Независимые эксперты, воспитатель группы и учитель дефектолог отметили, что «дети, после проведённой работы, стали более адекватны в эмоциях, в отношении к своим успехам и неудачам. Уровень притязаний заметно повысился. Дети ставят цели в соответствии со своими возможностями, а раньше они боялись неудач, потому занижали свои притязания. Что касается Насти и Ерасена, то у Насти большое влияния на её развитие оказывает неблагополучие в семье, а Ерасен очень гиперактивен и даёт немного ниже результаты, чем у других детей по всей учебной программе. Он хочет быть самым хорошим и умным, но выполняя задания, не получает высших оценок. Поэтому уровень «самооценки остаётся несформированным».
Таким образом, мы доказали эффективность проведённой коррекционной психолого-педогагической программы и разработали следующие рекомендации для воспитателей и родителей данной категории детей:
§ для игр-драматизаций необходимо выделять специальное время в режиме дня;
§ необходимо проводить экскурсии для детей, предшествующие традиционным играм-драматизациям (в магазин, аптеку и т.п.);
§ привлекать детей к организации самих игр и подготовке необходимых костюмов и атрибутов для них;
§ учить детей передавать эмоции и чувства с помощью невербальных и вербальных средств общения;
§ учить детей сопереживать друг другу;
§ учить детей переносить полученный в мире опыт в реальную жизнедеятельность;
§ расширять представления детей о моральных и этических нормах поведения, о чертах личности людей и способах оценивания себя и других.
В рамках нашего исследования была поставлена цель – изучение эффективности формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством игры-драматизации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Провести анализ научных публикаций по проблеме самооценки и роли игровой деятельности в процессе ее формирования.
2. Изучить особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
3. Исследовать влияние игры-драматизации на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
4. Составить коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Информация о ообразовании:
Краткая характеристика исследуемого объекта МБОУ Наримановского
района СОШ №10
Название: МБОУ Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа №10". Организационная форма ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Тип ОУ: Общеобразовательное учреждение. Вид ОУ: Средняя общеобразовательная школа. Организационная структура: Самостоятельное учрежде ...
Программа патриотического воспитания дошкольников Детского сада г. Костромы
№ 96
МДОУ Детский сад № 96 г. Костромы - г. Кострома, пр. Мира, 16 тел.: 51-51-85 Уже несколько лет коллектив ГОУ “Детский сад № 96” г. работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников и на сегодняшний день имеет собственный опыт методических приемов, позволяющих решать задачи, определ ...
Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции
Изучив методы преподавания в Др. Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную. В 432г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутрен ...