В случае б) любой из собратьев обладателя черной тюбетейки увидел бы ее. А это тоже противоречит условию.
Остается случай в). К нему можно прийти без всяких дополнительных рассуждений.
Но тот, кто догадался о цвете своей тюбетейки, не знал, что каждый из спорщиков увидел только красные тюбетейки. Он мог предполагать, что на нем - черная. Но ему подсказало верный ответ молчание товарищей. Если бы кто-то из них увидел два черных головных убора, то сразу бы дал верный ответ относительно себя. Но молчание обоих свидетельствовало о том, что любой из них сомневался относительно того, какая тюбетейка у него на голове. А это могло быть только тогда, когда каждый увидел две красные тюбетейки.
Задача 1. Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих философа прилегли немного отдохнуть под деревом сада Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углём их лбы. Проснувшись и взглянув друг на друга, все пришли в весёлое настроение и стали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом. Внезапно один из мудрецов перестал смеяться. Так как он сообразил, что его собственный лоб также запачкан. Как он рассуждал?
Задача 2. У падишаха было трое мудрецов, но мудрецы всегда давали ему разные, часто противоречивые советы. Тогда падишах решил узнать, кто из этих мудрецов самый умный, чтобы прислушиваться к его советам. Созвав своих мудрецов, падишах показал им 5 тюбетеек: 3 чёрные и 2 белые. Завязав каждому мудрецу глаза, падишах велел надеть им на головы тюбетейки:
1) одному чёрную, двум другим белые,
2) двум чёрные, одному белую;
3) всем трём по чёрной.
Каждый мудрец видит только тюбетейки у своих товарищей, но не видит своей. Кто из мудрецов может сказать, какого цвета на нём тюбетейка в каждом из трёх случаев? Как будут рассуждать мудрецы? Какой случай: 1), 2) или 3) падишах должен был использовать для определения наимудрейшего?
Задача 3. У падишаха было пять мудрецов. Им показали 3 белых и 4 чёрных тюбетейки. Какие тюбетейки нужно одеть на них в темноте, чтобы определить наимудрейшего (см. предыдущую задачу)?
Задача 4. У падишаха было три мудреца. Им показали 3 чёрных и 3 белых тюбетейки. В темноте на них надели 2 чёрных и 1 белую тюбетейки. Может ли кто-нибудь из мудрецов определить цвет своей тюбетейки ?
Задача 5. У падишаха было 8 мудрецов. Им показали 5 красных, 4 чёрных и 2 белых тюбетейки. В темноте на них надели 4 красных и 2 белых тюбетейки. Может ли кто-нибудь из мудрецов определить цвет своей тюбетейки?
Итак, резюмируя вышеизложенное, отметим: во-первых, на уроках математики в 5-6-х классах может проходить работа по формированию следующих эвристических приёмов:
- работа с гипотезами (выдвижение, проверка, анализ);
- моделирование проблемной ситуации;
- прием конкретизации проблемной ситуации;
- прием переструктурирования задачи;
- прием разбиения задачи на части.
Во-вторых, одним из важнейших средств формирования приёмов эвристической деятельности учащихся 5-6-х классов могут служить творческие задачи, способствующие развитию творческого мышления.
Обучение по данной системе задач может осуществляться либо на специальных занятиях в виде факультатива по развитию творческого мышления, либо в рамках обучения математики. Основной метод обучения эвристический. Этот метод целесообразно использовать при ознакомлении учащихся с новым эвристическим приемом.
Эвристический урок по математике
Математический паноптикум
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Информация о ообразовании:
Работоспособность первоклассников
Что педагог должен учитывать, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс? Прежде всего – закономерности динамики работоспособности и утомления. Работоспособность четко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Раб ...
Теория соответствия образования уровню развития общества 70-80 гг. ХХ века
Идеи: 1). Образование – это зеркало общества (отражает уровень современности). 2). Главная функция образования – это воспроизводство существующего общества. Сначала возрождение экономики, промышленности, а потом результаты отразятся на школе. Идеи: 1). Образование яв-ся средством развития личности. ...
Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на
уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...