Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов

Статьи по педагогике » Методика формирования эвристических приёмов на уроках математики в 5-6 классах » Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов

Страница 11

В случае б) любой из собратьев обладателя черной тюбетейки увидел бы ее. А это тоже противоречит условию.

Остается случай в). К нему можно прийти без всяких дополнительных рассуждений.

Но тот, кто догадался о цвете своей тюбетейки, не знал, что каждый из спорщиков увидел только красные тюбетейки. Он мог предполагать, что на нем - черная. Но ему подсказало верный ответ молчание товарищей. Если бы кто-то из них увидел два черных головных убора, то сразу бы дал верный ответ относительно себя. Но молчание обоих свидетельствовало о том, что любой из них сомневался относительно того, какая тюбетейка у него на голове. А это могло быть только тогда, когда каждый увидел две красные тюбетейки.

Задача 1. Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих философа прилегли немного отдохнуть под деревом сада Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углём их лбы. Проснувшись и взглянув друг на друга, все пришли в весёлое настроение и стали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом. Внезапно один из мудрецов перестал смеяться. Так как он сообразил, что его собственный лоб также запачкан. Как он рассуждал?

Задача 2. У падишаха было трое мудрецов, но мудрецы всегда давали ему разные, часто противоречивые советы. Тогда падишах решил узнать, кто из этих мудрецов самый умный, чтобы прислушиваться к его советам. Созвав своих мудрецов, падишах показал им 5 тюбетеек: 3 чёрные и 2 белые. Завязав каждому мудрецу глаза, падишах велел надеть им на головы тюбетейки:

1) одному чёрную, двум другим белые,

2) двум чёрные, одному белую;

3) всем трём по чёрной.

Каждый мудрец видит только тюбетейки у своих товарищей, но не видит своей. Кто из мудрецов может сказать, какого цвета на нём тюбетейка в каждом из трёх случаев? Как будут рассуждать мудрецы? Какой случай: 1), 2) или 3) падишах должен был использовать для определения наимудрейшего?

Задача 3. У падишаха было пять мудрецов. Им показали 3 белых и 4 чёрных тюбетейки. Какие тюбетейки нужно одеть на них в темноте, чтобы определить наимудрейшего (см. предыдущую задачу)?

Задача 4. У падишаха было три мудреца. Им показали 3 чёрных и 3 белых тюбетейки. В темноте на них надели 2 чёрных и 1 белую тюбетейки. Может ли кто-нибудь из мудрецов определить цвет своей тюбетейки ?

Задача 5. У падишаха было 8 мудрецов. Им показали 5 красных, 4 чёрных и 2 белых тюбетейки. В темноте на них надели 4 красных и 2 белых тюбетейки. Может ли кто-нибудь из мудрецов определить цвет своей тюбетейки?

Итак, резюмируя вышеизложенное, отметим: во-первых, на уроках математики в 5-6-х классах может проходить работа по формированию следующих эвристических приёмов:

- работа с гипотезами (выдвижение, проверка, анализ);

- моделирование проблемной ситуации;

- прием конкретизации проблемной ситуации;

- прием переструктурирования задачи;

- прием разбиения задачи на части.

Во-вторых, одним из важнейших средств формирования приёмов эвристической деятельности учащихся 5-6-х классов могут служить творческие задачи, способствующие развитию творческого мышления.

Обучение по данной системе задач может осуществляться либо на специальных занятиях в виде факультатива по развитию творческого мышления, либо в рамках обучения математики. Основной метод обучения эвристический. Этот метод целесообразно использовать при ознакомлении учащихся с новым эвристическим приемом.

Эвристический урок по математике

Математический паноптикум

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Информация о ообразовании:

Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). За рубежом библиотерапия нашла применение в различных сферах общественной жизни, в большей степени в здравоохранении, являясь равноправной частью лечебного процесса. Согласно опр ...

Особенности методической системы обучения основам социальной информатики в основной школе
В системе среднего образования вопросам социальной информатики не уделяется достаточного внимания. Одним из путей решения данной проблемы является введение в программу общеобразовательного курса информатики для основной школы раздела «Основы социальной информатики». Для разработки методической сист ...

Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные техн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru